— Анастасия, расскажите, пожалуйста, немного о себе.
— В Китае я с 2017 года. После переезда в Китай увидела, насколько много проектов здесь реализуются иначе, чем в России. Сама прочувствовала, что такое гуанси (связи. — Прим. ред.) и какова цена «нет». Поэтому через два года решила, что опыта уже достаточно — можно делиться им с соотечественниками. Я надеюсь, что информация окажется кому-то полезной и поможет избежать досадных ошибок и проволочек в построении бизнеса с китайскими партнерами.
— Экспорт в Китай?.. Все привыкли к покупкам в Китае, а вот что в Китай можно еще и продавать — с этим не все люди знакомы. Расскажите об этом подробнее.
— Да, импорт из Китая был очень популярен последние десятилетия. Сейчас он также выгоден и востребован на некоторые группы товаров. Однако значительное укрепление юаня открыло для россиян и рынок экспорта в Китай. Как видно из графика, рост курса валюты КНР по отношению к рублю составил почти 300% за последние 20 лет. То есть российские товары и продукты для рядового китайского покупателя подешевели почти в 3 раза. Конечно, такое положение вещей не прошло без внимания российских экспортеров, и они стали активно осваивать рынок Поднебесной.
— Какие товары пользуются спросом у китайских потребителей?
— Помимо стандартных сырьевых отраслей экспорта, набирают популярность российские продукты питания, напитки и алкогольная продукция. Есть очень много успешных кейсов, когда поставки продукции на рынок Китая становились системообразующими в портфеле известных российских производителей. Почти во всех провинциях Китая любят и знают российский шоколад «Аленка», конфеты «Крокант» (кондитерская фабрика «Яшкино». — Прим. ред.) и многие другие товары.
— Какие группы товаров наиболее перспективны для рынка Китая? С какими продуктами точно стоит выходить на рынок КНР?
— На самом деле поставки в Китай почти всех категорий продуктов питания могут быть эффективным решением. Важно только понимать, что на привычный и понятный китайскому покупателю тип продуктов рынок будет устоявшимся и нужно будет соответствовать ценам, требуемым объемам и пр. Поставки же новой для Китая группы товаров будут более маржинальными, но с меньшими объемами в месяц.