При применении современных подметально-уборочных и поливочно-моечных машин следует учитывать, что основная задача уборки проезжей части городских дорог зимой заключается в том, чтобы находящиеся на ней транспортные средства перемещались по городу беспрепятственно и безопасно. В рамках зимней уборки городских дорог выполняются три основных комплекса операций:
● устранение гололеда, гололедицы и наледи;
● устранение снежно-ледяных образований с улиц;
● устранение снежно-ледяных образований из мест их складирования при уборке.
Среди этих операций решающую роль играет уборка снежно-ледяных образований, ввиду того что данный комплекс работ осуществляется во время снегопада и сразу же после него, тем самым происходит непосредственная подготовка дорожного покрытия к последующей эксплуатации.
Снегу свойственен метаморфизм — способность изменять свою форму в результате действия внешних факторов, к которым можно отнести температуру, уплотняющее воздействие колес транспортных средств и пр. В итоге снег, изначально бывший сыпучей субстанцией, становится уплотненным, утрамбованным снежно-ледяным накатом или льдом, иными словами, твердым телом, тем самым его прочность значительно повышается в среднем более чем в 30 раз, а при дальнейшем преобразовании уплотненного снега в лед прочность может увеличиться еще втрое.
Уже в течение первого часа превращения свежевыпавшего снега в уплотненный интенсивное движение транспортного потока утрамбовывает снег настолько сильно, что применение существующих плужно-щеточных снегоочистительных машин оказывается неэффективным. Поэтому в целях замедления процесса уплотнения и увеличения тем самым периода эффективного применения снегоочистительной техники заснеженные дороги обрабатывают химическими материалами, растворы которых замерзают при более низких температурах.
Если же в процессе выполнения снегоочистки нарушаются технологические рекомендации, утрамбованный снег может преобразоваться в снежно-ледяной накат или лед. В свою очередь, если утрамбованный снег удалось своевременно убрать, то образование снежно-ледяного наката и льда все еще возможно и они могут образоваться при резких колебаниях температуры с переходом через 0 °С, при длительном нахождении снежного вала в пределах прилотковой полосы.