По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Эксперты НИУ ВШЭ оценили вклад вузов в развитие регионов

Ключевые слова:

Эксперты Института образования ВШЭ исследовали вклад вузов в социальноэкономическое и инновационное развитие регионов России и выявили регионы, где университеты являются драйверами развития.

Вгруппу регионов с наибольшим вкладом высшего образования попали не только признанные образовательные центры (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Республика Татарстан и Красноярский край), но и другие субъекты РФ, такие как Республика Калмыкия, Чеченская Республика и Республика Саха (Якутия).

В целом были обследованы 79 регионов, результаты работы представлены в докладе «Оценка вклада региональных систем высшего образования в социальноэкономическое развитие регионов России».

Исследователи НИУ ВШЭ оценили влияние вузов по трём направлениям: вклад в экономическое развитие, в развитие человеческого капитала, в инновационное развитие.

Эти оценки1 по направлениям (субиндексы) позволили определить, в каких регионах университеты больше помогают местной экономике.

По итогам анализа было выделено четыре типа региональных систем высшего образования:

  1. драйверы регионального развития: это регионы, у которых все субиндексы выше средних;
  2. системы высшего образования с высоким уровнем влияния: два субиндекса имеют значения выше средних;
  3. системы с умеренным уровнем влияния: два субиндекса — ниже средних;
  4. системы с низким уровнем влияния: все субиндексы — меньше среднего показателя.

Ранжирование, по словам экспертов, показывает «не уровень развития региональных систем высшего образования, а степень их вклада в конкретную социальноэкономическую ситуацию в регионе».

Поэтому третью и четвёртую группы неправильно считать аутсайдерами.

Просто системы высшего образования в этих регионах вносят меньшую лепту в местную экономику. «Это может быть связано с разными факторами: географическими, историческими, социальными и т.д.», — поясняет автор исследования Олег Лешуков, руководитель направления «Регионалистика высшего образования» проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ.

Драйверов регионального развития девять: помимо очевидных образовательных лидеров (две столицы с областями, Красноярский край, Татарстан), в группу вошли довольно неожиданные участники, такие как Калмыкия, Чеченская Республика и Саха (Якутия). «Лидерство этих регионов в первую очередь связано с высокими показателями по субиндексу “развитие человеческого капитала”, — комментирует эксперт. — В этих субъектах РФ сравнительно высокая премия за образование».

Для Цитирования:
Эксперты НИУ ВШЭ оценили вклад вузов в развитие регионов. Ректор ВУЗа. 2017;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: