Основным нормативным документом, который применяется при экспертизе профпригодности, является приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (в ред. приказов Минздрава России от 15.05.2013 г. № 296н, от 05.12.2014 г. № 801н, далее – Приказ 302н).
Непосредственно нарушения ритма сердца (НРС) и проводимости, как противопоказания к выполнению работ, в указанном документе представлены очень ограниченно. В частности, общие медицинские противопоказания к работе во вредных и опасных условиях труда определены приложением 4 к Приказу 302н, п. 48. В отношении НРС и проводимости таковыми являются следующие: нарушение проводимости (синоаурикулярная блокада III степени, слабость синусового узла); пароксизмальные нарушения ритма с потенциально злокачественными желудочковыми аритмиями и нарушениями гемодинамики. Эти противопоказания являются общими для работ, определяемых приложениями 1 и 2 к Приказу 302н. Однако для ряда работ противопоказания сформулированы как «хронические болезни сердца и перикарда, даже при наличии компенсации», что ставит вопрос о квалификации тех или иных НРС и проводимости как допустимых у здоровых лиц или патологических [1].
В зарубежной литературе экспертизе профпригодности, например, водителей транспорта уделяется большое внимание [2, 3]. НРС не являются частыми причинами дорожных происшествий. Е. Grattan и G.O. Jeff coate показали, что 1,5 на 1000 несмертельных инцидентов и 4 на 1000 смертельных инцидентов обусловлены внезапной потерей способности управлять транспортным средством по причинам, связанным со здоровьем [5]. При этом только 8 % из всех случаев обусловлено болезнями системы кровообращения [7]. Ретроспективный анализ пациентов, внезапно потерявших сознание за рулем, показал, что наиболее частой причиной синкопа стал вазовагальный обморок, диагностированный у 30 % из 71 обследованных пациентов с обмороками, у 25 % выявлена суправентрикулярная тахикардия, а у 17 % – желудочковая тахикардия (ЖТ). Гемодинамически значимая атриовентрикулярная блокада диагностирована у 10 %. Авторы отмечают, что лечение указанных состояний в последующие 5,4 года наблюдения позволило избежать повторных инцидентов у 70 пациентов [4].