Развитие здравоохранения постоянно требует проведение работы, ориентированной на конечный результат, достижение высокого качества медицинской помощи (КМП). Это является приоритетным направлением функционирования медицинской организации в целом и отдельных его подразделений [1, 2]. Для реализации данного направления в крупных медицинских организациях все чаще формируется единая система управления качеством медицинской помощи [3, 4].
Целью настоящего исследования явилось изучение организации и результатов экспертизы качества медицинской помощи в городской многопрофильной больнице.
Изучены материалы первичной учетной документации городской клинической больницы № 1 города Самары. Проанализировано 400 медицинских карт стационарных больных. Экспертами оценивалось качество ведения медицинской документации, сбор жалоб и анамнеза, выполнение стандартов обследования и лечения, обоснованность госпитализации, обоснованность и формулировка основного диагноза. Использованы следующие методы медико-социального исследования: статистический, аналитический, экспертных оценок.
В городской клинической больнице разработано «Положение о порядке организации и проведения экспертизы КМП» и ряд приложений к нему, включая положение об эксперте; порядок формирования регистра экспертов; первичную учетную документацию. В указанных документах определяется, что экспертиза КМП осуществляется с целью получения объективной информации о недостатках лечения и их негативных следствиях в отдельных случаях оказания помощи (целевая экспертиза) и в совокупности случаев оказания помощи (плановая, тематическая экспертиза), установления причин недостатков, составления мотивированных рекомендаций и проектов управленческих решений по улучшению КМП.
Проведение экспертиз осуществляют сотрудники, включенные в регистр экспертов КМП медицинской организации, на основании задания на экспертизу качества, оформленного руководителем службы КМП.
Объектом контроля является медицинская помощь, представляющая собой комплекс профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, проводимых по определенной технологии.