По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.46

Экспериментальное определение критических состояний узлов и деталей грузовых вагонов железнодорожного транспорта

Ю. И. Матяш д-р техн. наук, профессор кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), 644046, г. Омск, пр. Маркса, д. 35
Ю. М. Сосновский канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры «Физика и химия», Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), 644046, г. Омск, пр. Маркса, д. 35
Д. В. Колосов магистрант, специальность «Наземные транспортно-технологические системы», специализация «Вагоны», Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), 644046, г. Омск, пр. Маркса, д. 35

Разработана оригинальная экспериментальная установка. Представлены экспериментальные результаты лабораторных исследований изменения механических свойств стали при упругом нагружении. Показано, что в начале эксперимента изменения упругих свойств стали наиболее выражены. На основе связи модуля Юнга с физическими характеристиками стали высказано предположение о возможности диагностирования этих изменений в узлах и деталях грузовых вагонов железнодорожного транспорта.

Литература:

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-р «О стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base. garant.ru/193585/ (дата обращения: 16.01.2015).

2. Левкович Т.И. Прогнозирование вероятности опасных хрупких разрушений корпусов автосцепок вагонов: автореф. дис. ... канд. техн. наук. Брянский гос. техн. ун-т. – Брянск, 2000. – 22 с.

3. Патент РФ № 143895. МПК G 01 № 3/32.

4. Патент РФ № 154462. МПК G 01 № 3/38.

5. Матяш Ю.И., Сосновский Ю.М., Петракова А.Г. Физико-химические основы оценки остаточного ресурса узлов и деталей грузовых вагонов железнодорожного транспорта // Известия Транссиба. Омский гос. ун-т путей сообщения. – 2015. – № 2 (22). – С. 12–18.

6. Зуев В.В., Поцелуева Л.Н., Гончаров Ю.Д. Кристаллоэнергетика как основа оценки свойств твердотельных материалов. – СПб.: З-д «Альфапол», 2006. – 139 с.

Одним из стратегических направлений инновационного развития ОАО «РЖД» является совершенствование системы управления и обеспечениябезопасности движения поездов, снижение рисков чрезвычайных ситуаций [1]. В связи с этим вопросы, связанные с достоверным определением остаточного ресурса узлов и деталей подвижного состава (боковая рама, надрессорная балка и др.), работающих в условиях постоянно повышенных нагрузок, являются актуальными.

К наиболее распространенным практическим методам выявления дефектов относятся: визуальный осмотр, ультразвуковой и магнитопорошковый методы. При этом оценка механических свойств металла на ремонтных предприятиях ОАО «РЖД» не производится. Это связано с отсутствием оборудования, позволяющего обнаружить изменение структуры металла, механических свойств и возможности прогнозирования поведения детали в процессе эксплуатации. При этом в научной литературе встречаются данные, подтверждающие факт структурных изменений узлов и деталей грузовых вагонов в процессе эксплуатации [2].

Цель нашего эксперимента заключалась в определении механических изменений свойств конструкционной стали 45 в процессе усталостного знакопеременного нагружения и установления возможности диагностирования этих изменений в условиях производства. Выбор данной марки стали был обусловлен тем, что количество углерода в ней составляет примерно промежуточное значение между количеством углерода в сталях марки 20 ГФЛ, 20 ФЛ-У, 20 Л, используемых для изготовления боковых рам, надрессорных балок, корпусов автосцепок (доля углерода 0,17–0,25 %) и рельсовых сталях (доля углерода 0,83–0,90 %).

В качестве исследуемого объекта были изготовлены стальные образцы в форме прямоугольного параллелепипеда (рис. 1). Материал испытываемых образцов – сталь 45. Физические и геометрические параметры исследуемых образцов указаны в табл. 1, а их химический состав дан в табл. 2.

Для проведения экспериментальных исследований была разработана оригинальная лабораторная установка, работа которой и ее возможности подробно описаны в [3, 4].

Для Цитирования:
Ю. И. Матяш, Ю. М. Сосновский, Д. В. Колосов, Экспериментальное определение критических состояний узлов и деталей грузовых вагонов железнодорожного транспорта. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2018;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: