Ваготомия в ее различных вариантах давно и успешно применяется при лечении осложненных форм язвенной болезни двенадцатиперстной кишки, однако практически всегда у пациентов развиваются те или иные послеоперационные осложнения [1]. В первую очередь это относится к деятельности органов пищеварения, особенно его проксимальных отделов, и эта проблема исследована достаточно хорошо. Значительно меньше известно о метаболических последствиях денервации желудка, хотя априори ваготомия может изменять активность гастроинтестинальных гормонов. Ранее нами было показано, что при поддиафрагмальной двухсторонней ваготомии у крыс с экспериментальной гастродуоденальной язвой значительно изменяется секреция гастрина, гастроингибирующего полипептида, глюкагона и инсулина на фоне выраженных нарушений обмена углеводов и липидов [2]. При этом в отдаленном периоде наблюдений отмечается формирование приспособительных процессов в гормональной регуляции метаболических реакций.
Известно, что гормоны пищеварительной системы интегрируются с инсулином в функциональную энтероинсулярную ось, которая контролирует метаболизм нутриентов, а минеральные воды при их внутреннем применении способны активировать это взаимодействие [6]. Этот феномен лег в основу различных технологий восстановительной медицины и широко применяется в комплексном лечении сахарного диабета 2 типа, метаболического синдрома и других заболеваний, ассоциированных с нарушением обмена веществ [3, 5, 7], однако большинство исследований в этом направлении проведено на Кавказских Минеральных Водах, тогда как география минеральных вод в Российской Федерации значительно шире.
В связи с этим целью настоящих исследований явилось изучение возможности применения минеральной воды Кукинского месторождения Забайкальского края для коррекции метаболических нарушений после ваготомии в условиях хронического эксперимента.
Исследования проведены на 140 белых крысах линии Вистар, у которых сначала воспроизводилась модель гастродуоденальной язвы по методике Окабе, а затем (через две недели) проводилась двухсторонняя поддиафрагмальная ваготомия [4]. Полнота ваготомии контролировалась по изменению рН в желудке. В крови животных определяли концентрацию гастрина, глюкагона, инсулина иммунохимическим методом, а также глюкозы, общего холестерина, триглицеридов на биохимическом анализаторе. Для оценки активности энтероинсулярной оси проводили оральный глюкозотолерантный тест. Глюкоза вводилась из расчета 0,4 г на 100 г массы тела крыс. Состояние моторно-эвакуаторной функции желудка исследовали по оригинальной методике [4], когда животным вводили водную суспензию порошка активированного угля, поры которого были «забиты» радиоактивной меткой (125I). Через 10 минут после введения этой суспензии животных декапитировали и изолировали желудок, двенадцатиперстную кишку, а тонкую кишку разделяли на 5 равновеликих отрезка. Затем в гамма-счетчике измеряли их радиоактивность.