По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 32.019.5 DOI:10.33920/nik-02-2111-07

Экспансия образов в СМИ и их анализ: возможности семиотического метода

Макаревич Эдуард Федорович главный научный сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, д-р соц. наук, Российская Федерация, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. почта: edward.makarevich@mail.ru, ORCID: 0000-0001-7957-9382
Карпухин Олег Иванович главный научный сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, д-р соц. наук, проф., заслуженный деятель науки Российской Федерации, Российская Федерация, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. почта: oi-karpuhin@mail.ru

Развитие культуры массовых коммуникаций открыло возможности семиотики для создания, конструирования образа, для анализа существующих, текущих образов. Сегодня можно говорить о технологии анализа и конструирования образов. Архитекторы коммуникаций видят в семиотике науку о знаках, их создании, восприятии, науку, способную усилить само влияние массовых коммуникаций. Авторы показывают, чем смогла семиотика привлечь их. Прежде всего пониманием того, что любые объект, событие, понятие, любая сущность имеет свой образ, он же знак. «И знак мне явился» — выражение из библейской притчи. Если следовать Ф. де Соссюру, одному из основоположников семиотики, то эта наука стоит на единстве и взаимодействии объекта и знака, ему соответствующего; объекта как означаемого (некой вербальной сущности, некоего объекта, понятия) и знака, выраженного в определенной форме, как означающего. В статье проанализированы знаки социальной реальности и разобран сам метод подобного анализа, включающий выделение объекта, предмета, плана содержания и плана выражения, смысл знака-образа и т.п. Статья может быть полезна в методическом и методологическом плане всем тем, кто занимается как теорией языка и семиотикой, так и работающим и обучающимся в сфере связей с общественностью и массовых коммуникаций.

Литература:

1. Барт Р. / Мифологии [Текст] / Ролан Барт; пер. с фр., вступ. ст. и комм. С. Зенкина. — М.: Акад. Проект. Фр. проект, 2010. — 351 с.

2. Гоголь Н.В. Повести; Мертвые души / Н. Гоголь; [Вступ. ст. Ю. Айхенвальда; Комментарий В. Воропаева]. — М.: Изд-во ТКО «АСТ» : Олимп, 1996. — 683 c.

3. Гранин Даниил. Я бы предоставил Собчаку политическое убежище в собственной квартире // Трибуна. — 10. 08. 2007 [Электронный ресурс]. — URL: Даниил Гранин: «Я бы предоставил Собчаку убежище в собственной квартире» (xn-d1aiaalunja8j.xn--p1ai) (дата обращения: 18.04.2021).

4. Делез Ж. Логика смысла [Текст] / Ж. Делез. Theatrum philosophicum / М. Фуко; пер. Я. И. Свирского. — М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая кн., 1998. — 472 с.

5. Иноземцев В. К гадалке не ходи // Московский комсомолец. — 29.10.2012 [Электронный ресурс]. — URL: К гадалке не ходи — МК (mk.ru) (дата обращения: 18.04.2021).

6. Макаревич Э.Ф. Семиотический метод изменения сущностей // Знание. Понимание. Умение. — 2013. — № 3. — С. 56–64.

7. Подосенов С. Островского и Тургенева ставят в школах на особый контроль // Известия, 06.03.2013 [Электронный ресурс]. — URL: Островского и Тургенева ставят в школах на особый контроль | Статьи | Известия (iz.ru) (дата обращения: 18.04.2021).

1. Bart R. / Mifologii [Tekst] / Rolan Bart; per. s fr., vstup. st. i komm. S. Zenkina. — M.: Akad. Proyekt. Fr. proyekt, 2010. — 351 s.

2. Gogol' N.V. Povesti; Mertvyye dushi / N. Gogol'; [Vstup. st. YU. Aykhenval'da; Kommentariy V. Voropayeva]. — M.: Izd-vo TKO «AST» : Olimp, 1996. — 683 c.

3. Granin Daniil. YA by predostavil Sobchaku politicheskoye ubezhishche v sobstvennoy kvartire // Tribuna. — 10. 08. 2007 [Elektronnyy resurs]. — URL: Daniil Granin: «YA by predostavil Sobchaku ubezhishche v sobstvennoy kvartire» (xn-d1aiaalunja8j.xn--p1ai) (data obrashcheniya: 18.04.2021).

4. Delez ZH. Logika smysla [Tekst] / ZH. Delez. Theatrum philosophicum / M. Fuko; per. YA. I. Svirskogo. — M.: Raritet; Yekaterinburg: Delovaya kn., 1998. — 472 s.

5. Inozemtsev V. K gadalke ne khodi // Moskovskiy komsomolets. — 29.10.2012 [Elektronnyy resurs]. — URL: K gadalke ne khodi — MK (mk.ru) (data obrashcheniya: 18.04.2021).

6. Makarevich E.F. Semioticheskiy metod izmeneniya sushchnostey // Znaniye. Ponimaniye. Umeniye. — 2013. — № 3. — S. 56–64.

7. Podosenov S. Ostrovskogo i Turgeneva stavyat v shkolakh na osobyy kontrol' // Izvestiya, 06.03.2013 [Elektronnyy resurs]. — URL: Ostrovskogo i Turgeneva stavyat v shkolakh na osobyy kontrol' | Stat'i | Izvestiya (iz.ru) (data obrashcheniya: 18.04.2021).

В коммуникации, тем более в массовой коммуникации и сфере СМИ, один из важнейших способов воздействия связан с символической сферой, которая создает некий фон или фундамент взаимодействия. В этом взаимодействии ведущая роль отводится знаку — образу объекта. Ролан Барт как философ, отдающий дань постструктурализму, обращаясь к знаку, выделяет в нем две стороны: материальную форму (будь то слово или предмет) и смысл, который он несет и который выражает эта форма. Совокупность, взаимодействие этих двух сторон (форма и смысл) проявляется в их отношении к объекту внешнего мира. Этот объект можно «прочитывать», обращаясь к знаку. Подтолкнул Барта к такому пониманию знака Готлоб Фреге, немецкий логик конца XIX века, который образ-знак рассматривал в его трех ипостасях: 1) материальная форма знака (характеристики образа), 2) обозначаемый знаком объект и 3) интерпретация знака (смысл, он же идея). Знак и материален (название этому — денотат), и нематериален (коннотат). В знаке уживается не только материальное, имеющее точное содержание (план содержания — означаемый знаком объект, выраженный в характеристиках образа-знака), но и смысловое (символическое), передающее ассоциативную суть объекта, сущности, понятия — идею образа объекта (план выражения).

Как говорит Барт, для знака, выраженного в определенной форме, смысл — это подручный запас истории, он богат и покорен, его можно то приближать, то удалять, стремительно чередуя одно и другое, «форма постоянно нуждается в том, чтобы вновь пустить корни в смысл и напитаться его природностью; а главное, она нуждается в нем, как в укрытии» [1, c. 243]. Меняется смысл — меняется форма.

Но как можно использовать силу знака в практике коммуникаций? Использовать можно, если обратиться к некоторым понятиям философии постструктурализма. Главный принцип этой философии, согласно одному из ее адептов Жилю Делезу, состоит не в том, чтобы отражать налично данное, а чтобы создавать понятия того, что еще будет, что еще должно стать объектом или событием (то есть сущностью первого порядка) [4, c. 6]. Поэтому дело философии — «расчленение» образов вещей, считающихся концептуально целостными, и группирование новых смыслов, новых образов вещи, которая должна еще стать объектом. Делез исходит из того, что объект или событие обитает в выражающем его предложении (знаке) и оживает в вещах на поверхности и на внешней стороне бытия, то есть в знаках-образах. Меняя смысл-код знака, можно воздействовать на состояние вербальной сущности, изменяя ее. Перефразируя классика политической мысли, можно сказать, что диалектика идей создает диалектику вещей [4, c. 52–53].

Для Цитирования:
Макаревич Эдуард Федорович, Карпухин Олег Иванович, Экспансия образов в СМИ и их анализ: возможности семиотического метода. Ученый совет. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: