По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 009

Экранные медиа и ценности отечественной культуры

Козьякова Мария Ивановна профессор кафедры философии и культурологии ФГОУ ВО «Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина», доктор философских наук, профессор Россия, 109012, Москва, ул. Неглинная, д. 6/2, e-mail: markoz@yandex.ru

Проделав на протяжении столетия путь от простого защитного приспособления до завершающего элемента сложнейших электронных устройств, экран предстает как символ информационной эпохи. В статье рассмотрены эволюция экрана, формирование экранной культуры и ее слагаемые, достоверность виртуальной картины, созданной современными медийными средствами. Экран формирует общественное мнение, что обусловливает необходимость обращения к ценностям отечественной культуры.

Литература:

1. Культурное и языковое разнообразие в информационном обществе [материалы к Всемирному саммиту по информационному обществу, 10–12 декабря 2003 года, г. Женева] / Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Рос. ком. Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Рос. нац. б-ка. — Санкт-Петербург, 2004. — http://sif.vniidad.ru›index.php?…notices/index/IdNotice…

2. Маклюэн, М. Средство само есть содержание // Информационное общество: сб. — Москва: ООО «Издательство И74 АСТ», 2004.

3. Манович, Л. Археология компьютерного экрана // Новые аудиовизуальные технологии: сборник статей // Отв. ред. К.Э. Разлогов. — Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2011.

4. Марков, Б.В. Человек в эпоху массмедиа (символы эпохи internet) // Информационное общество: сб. — Москва: ООО «Издательство И74 АСТ», 2004.

5. Прохоров, А.В., Разлогов, К.Э., Рузин, В.Д. Культура грядущего тысячелетия // Вопросы философии. — 1989. — № 6.

6. Тарковский, А. Запечатленное время // Новые аудиовизуальные технологии: сборник статей / Отв. ред. К.Э. Разлогов. — Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2011.

7. Эко, У. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст (отрывки из публичной лекции Умберто Эко на экон. ф-те МГУ 20 мая 1998 года). — http://philosophy.ru/ library/eco/internet.html.

В современном мире экран, экранные медиа представляют собой важнейший компонент информационной эпохи. Распространение новых технологий коренным образом меняет жизненную среду человека, его поведенческие стереотипы, особенно в том, что касается создания нового виртуального пространства. Внутри экрана рождается иной, виртуальный мир, виртуализация становится знаком времени, приметой глобального дискурса. Виртуальный мир все активнее вторгается в обитаемое пространство человека, определяя жизненные реалии: мы все «живем внутри универсального компьютера». На основе синтеза компьютера и видеотехники, средств связи и каналов передачи информации складывается экранная культура.

В известной работе «Средство само есть содержание» М. Маклюэн отмечает неоархаические тенденции, связанные с развитием электронных технологий: «Мы переместились вновь обратно в акустическое пространство. Мы начали снова испытывать первобытные чувства, племенные эмоции, от которых нас отдалили несколько веков грамотности» [2, с. 345]. При всей неоднозначности маклюэновской концепции акустического и визуального коммуникативного пространства, терминологической и феноменологической тождественности рациональности и видимости его прогноз по поводу архаических трендов, сделанный полвека назад, можно считать оправданным.

Экран телефона, телевизора, компьютерный монитор служат для предоставления информации, представляя собой важнейшее средство и одновременно условие ее получения. Большие и маленькие: огромные киноэкраны и электронные табло, которые устанавливаются в местах большого скопления людей, миниатюрные дисплеи навигатора и мобильного телефона, экраны телевизора и мониторы компьютера, дисплеи в банкоматах и платежных терминалах, в уличной рекламе, — они окружают нас повсюду, выступая посредниками в повседневной коммуникации. Экранные медиа делают возможным регулярный обмен информацией, события из тех или иных регионов, получая известность далеко за пределами своих локальных пунктов, вливаются в поток мировых новостей. Визуализированная информация становится общедоступной, образуется единое информационное поле.

Для Цитирования:
Козьякова Мария Ивановна, Экранные медиа и ценности отечественной культуры. Ученый совет. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: