По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 791.43/.45

Экранная вселенная Жоржа Мельеса

Сальникова Екатерина Викторовна ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации», Россия, 125009, Москва, Козицкий пер., 5, e-mail: k-saln@mail.ru, доктор культурологии, заведующая сектором художественных проблем массмедиа Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ.

В статье рассматривается эстетика и содержательная сторона авантюрно-фантастических фильмов Жоржа Мельеса. Анализируется трансформация коммуникативной модели при переносе сценических фокусов в экранное произведение, деструкция симультанности непосредственного развития зрелища и его восприятия аудиторией, рождение комплекса бессилия и изоляции зрителя от происходящих фантастических событий в кадре. Автор подробно останавливается на мотиве «перемены участи», изменчивости фортуны и двойственности позиции персонажей, сыгранных самим Мельесом. Рассматриваются образы ящика иллюзиониста, заколдованной комнаты, пасти-утробы небесного тела, преисподней, космического пространства и их соотношение со средневековыми и барочными театральными декорациями. Также отмечаются отсылки к средневековому мышлению в восприятии вселенной и ренессансному мировидению — в универсализации образа театра. Делаются выводы о создании Мельесом первой экранной вымышленной вселенной и актуализации в его экранной эстетике ряда культурных традиций, связанных с иррационализмом, мистикой, романтическим сознанием.

Литература:

1. Барбой Ю. К теории театра. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, 2008.

2. Беньямин В. Бодлер. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2015.

3. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. От истоков до середины XIX века. — М.: URSS, 2010.

4. Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств. Франция. Конец XIX — начало XX века. — М.: Наука, 1987.

5. Гатилова И.В. Освоение литературных сюжетов в массовом кинематографе Франции и Италии // Экранные искусства и литература. Немое кино. — М.: Наука, 1991. — С. 64–76.

6. Гофман Э.Т.А. Новеллы // Гофман Э. Т. А. Приключения в Новогоднюю ночь. — Л.: Лениздат, 1990.

7. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. — М.: Искусство, 1990.

8. Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. — М.: Наука, 1986.

9. Садуль Ж. Всеобщая история кино: В 6 т. — Т. 1. — М.: Искусство, 1958.

10. Сальникова Е.В. Феномен визуального. От древних истоков к началу XXI века. — М.: Прогресс-Традиция, 2012. — С. 397–404.

11. Теплиц Е. История киноискусства. 1895–1927. — М.: Прогресс, 1968.

12. Фелонов Л.Б. Монтаж в немом кино: Часть I. Фильмы Люмьера и Мельеса. — М.: ВГИК, 1973.

13. Complete Cataloque of Genuine and Original Star Films (Moving Pictures) manufactured by Geo. Melies of Paris. Paris, New York: Motion Pictures Catalogs. 1905 (Museum of Modern Art (New York City) Repository). — Rutgers, the State University of New Jersey, Rutgers University, Libraries.

14. Elcott N.M. Artifi cial Darkness: An Obscure History of Modern Art and Media. — Chicago, London: University of Chicago Press, 2016. P.135–149.

15. Ezra El. Georges Melies. The Birth of the Autheur. — Manchester, New York: Manchester University Press, 2000.

16. Fantastic Voyages of the Cinematic Imagination. Georges Melies’s Trip to the Moon. Ed. by Solomon M. — New York: Suny Press, 2011.

17. Fisher-Lichte E. How to Conceptualize Directing? // The Director in the Theatre World: Abstract of Annual Conference of FIRT. — St. Petersburg, 2004.

18. Fraser J. Artifi cially Arranged Scenes: The Films of George Melies. — Boston: G.K. Hall, 1979.

19. Gunning T. The Cinema of Attractions: Early Films, Its Spectator and the Avant-Garde // Elzesser Th., ed. Early Cinema: Space Frame Narrative. — London: BFI, 1990. — P. 56–62.

20. Mitchell Ch.P. The Devil on Screen: Feature Films Worldwide, 1913 through 2000. — Jeff erson, North Carolina, and London: McFarland & Company, Inc., Publishers, 2015. — 305 p.

21. Zipes J. The Enchanted Screen: The Unknown History of Fairy-Tales Films. — New York, Oxon: Routledge, 2011. — P. 31–48.

22. The Complete Works of William Shakespeare // Shakespeare W. Hamlet, Prince of Denmark. — Hertfordshire: Wordsworth Edition Ltd., 1994.

Статья поступила 23.06.2019 г.

Как известно, Жорж Мельес (1861–1938), начинавший с документальных съемок, как и Люмьеры, к созданию игровых картин тоже приступил параллельно с Люмьерами, работавшими, в свою очередь, и в игровых жанрах. Так что, как писал В.И. Михалкович, линия игрового кино, по традиции именуемая «линией Мельеса», на самом деле отпочковалась от общей линии развития кино, а не развивалась параллельно, отдельно от документального запечатления, т.е. так называемой линии Люмьеров [8. С. 175–178]. Следуя объективным фактам, будет неверным считать Люмьеров основателями исключительно документализма, а Мельеса — единственным «изобретателем» игрового кино. Этой же точки зрения придерживается Л.Б. Фелонов: «Кадры фильмов Люмьера и Мельеса одинаково документируют предкамерную реальность, и делить кино на игровое и документальное, исходя из стилистических различий, по меньшей мере неубедительно» [12. С. 44].

Однако за пределами жесткой фактологии, как нам кажется, все-таки именно Мельес является основателем игрового кино с трюками, театральными декорациями и костюмировкой. По точному замечанию исследователя, «Люмьер открыл возможность обогащения кино “готовым” культурно-значимым смыслом, однако не много преуспел. Тут нужен был вкус и опыт, которыми Люмьер не обладал» [8. С. 177]. А Мельес обладал вкусом, опытом — и страстью к созданию фантастических зрелищ, несущих в себе в том числе «готовые» смыслы, уже сформированные в других искусствах. Мельес создал культ чарующего вымысла и пышной зрелищности в кадре, неустанно совершенствующейся с тех пор и превратившейся в мировую индустрию. Феномен кинематографа Мельеса далеко не полностью изучен и осмыслен. Обращение к нему кажется нам сегодня весьма полезным на фоне бурного развития эстетики и технологий авантюрно-фантастического игрового кино.

Будучи виртуозным иллюзионистом, владельцем театрика «Робер-Уден» в центре Парижа и осознав возможности кино, Мельес построил в своем поместье Монтре под Парижем первую в мире киностудию (1897), в которой сам создавал декорации, сочинял, снимал и монтировал фильмы.

Для Цитирования:
Сальникова Екатерина Викторовна, Экранная вселенная Жоржа Мельеса. Вопросы культурологии. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: