Статья поступила 23.06.2019 г.
Как известно, Жорж Мельес (1861–1938), начинавший с документальных съемок, как и Люмьеры, к созданию игровых картин тоже приступил параллельно с Люмьерами, работавшими, в свою очередь, и в игровых жанрах. Так что, как писал В.И. Михалкович, линия игрового кино, по традиции именуемая «линией Мельеса», на самом деле отпочковалась от общей линии развития кино, а не развивалась параллельно, отдельно от документального запечатления, т.е. так называемой линии Люмьеров [8. С. 175–178]. Следуя объективным фактам, будет неверным считать Люмьеров основателями исключительно документализма, а Мельеса — единственным «изобретателем» игрового кино. Этой же точки зрения придерживается Л.Б. Фелонов: «Кадры фильмов Люмьера и Мельеса одинаково документируют предкамерную реальность, и делить кино на игровое и документальное, исходя из стилистических различий, по меньшей мере неубедительно» [12. С. 44].
Однако за пределами жесткой фактологии, как нам кажется, все-таки именно Мельес является основателем игрового кино с трюками, театральными декорациями и костюмировкой. По точному замечанию исследователя, «Люмьер открыл возможность обогащения кино “готовым” культурно-значимым смыслом, однако не много преуспел. Тут нужен был вкус и опыт, которыми Люмьер не обладал» [8. С. 177]. А Мельес обладал вкусом, опытом — и страстью к созданию фантастических зрелищ, несущих в себе в том числе «готовые» смыслы, уже сформированные в других искусствах. Мельес создал культ чарующего вымысла и пышной зрелищности в кадре, неустанно совершенствующейся с тех пор и превратившейся в мировую индустрию. Феномен кинематографа Мельеса далеко не полностью изучен и осмыслен. Обращение к нему кажется нам сегодня весьма полезным на фоне бурного развития эстетики и технологий авантюрно-фантастического игрового кино.
Будучи виртуозным иллюзионистом, владельцем театрика «Робер-Уден» в центре Парижа и осознав возможности кино, Мельес построил в своем поместье Монтре под Парижем первую в мире киностудию (1897), в которой сам создавал декорации, сочинял, снимал и монтировал фильмы.