Подписка:

+7 495 274-22-22

Телефон для справок:

+7 495 274-22-22

УДК: 791.43/.45

Экранная вселенная Жоржа Мельеса

Сальникова Екатерина Викторовна ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации», Россия, 125009, Москва, Козицкий пер., 5, e-mail: k-saln@mail.ru, доктор культурологии, заведующая сектором художественных проблем массмедиа Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ.
Ключевые слова: экранная культура, кинематограф, Жорж Мельес, вселенная, театр, цирк, иллюзия, переходная эпоха

В статье рассматривается эстетика и содержательная сторона авантюрно-фантастических фильмов Жоржа Мельеса. Анализируется трансформация коммуникативной модели при переносе сценических фокусов в экранное произведение, деструкция симультанности непосредственного развития зрелища и его восприятия аудиторией, рождение комплекса бессилия и изоляции зрителя от происходящих фантастических событий в кадре. Автор подробно останавливается на мотиве «перемены участи», изменчивости фортуны и двойственности позиции персонажей, сыгранных самим Мельесом. Рассматриваются образы ящика иллюзиониста, заколдованной комнаты, пасти-утробы небесного тела, преисподней, космического пространства и их соотношение со средневековыми и барочными театральными декорациями. Также отмечаются отсылки к средневековому мышлению в восприятии вселенной и ренессансному мировидению — в универсализации образа театра. Делаются выводы о создании Мельесом первой экранной вымышленной вселенной и актуализации в его экранной эстетике ряда культурных традиций, связанных с иррационализмом, мистикой, романтическим сознанием.

UDK: 791.43/.45

Screen Universe of Georges Méliès

Salnikova E.V.
Keywords: screen culture, cinema art, Georges Méliès, universe, theatre, circus, illusion, transitive epoch

The paper deals with the aesthetics and content of the adventurous fiction films by Georges Méliès. The author analyzes the transformation of the communicative model when stage focuses are transferred into a screen work, the destruction of the simultaneity of the direct development of the spectacle and its perception by the audience, the birth of the complex of powerlessness and isolation of the viewer from the fantastic events taking place in the screen shot. The author analyses in detail the motif of "change of fate", the variability of fortune and the duality of the characres’ position played by Méliès. The images of the illusionist's box, the enchanted room, the mouth-womb of the celestial body, the underworld, outer space and their relationship with medieval and baroque theatrical scenery are considered. There are also references to medieval perception of the universe and the Renaissance worldview, in particular, the universalization of theatre art image. Conclusions about the creation of the first screen fictional universe by Méliès and actualization of a number of cultural traditions related to irrationalism, mysticism, romantic consciousness in its screen aesthetics are made.

Статья поступила 23.06.2019 г. Как известно, Жорж Мельес (1861–1938), начинавший с документальных съемок, как и Люмьеры, к созданию игровых картин тоже приступил параллельно с Люмьерами, работавшими, в свою очередь, и в игровых жанрах. Так что, как писал В.И. Михалкович, линия игрового кино, по традиции именуемая «линией Мельеса», на самом деле отпочковалась от общей линии развития кино, а не развивалась параллельно, отдельно от документального запечатления, т.е. так называемой линии Люмьеров [8. С. 175–178]. Следуя объективным фактам, будет неверным считать Люмьеров основателями исключительно документализма, а Мельеса — единственным «изобретателем» игрового кино. Этой же точки зрения придерживается Л.Б. Фелонов: «Кадры фильмов Люмьера и Мельеса одинаково документируют предкамерную реальность, и делить кино на игровое и документальное, исходя из стилистических различий, по меньшей мере неубедительно» [12. С. 44]. Однако за пределами жесткой фактологии, как нам кажется, все-таки именно...
Полная версия статьи доступна только подписчикам журнала