По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 791.43/.45

Экранная вселенная Жоржа Мельеса*

Сальникова Екатерина Викторовна ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации» Россия, 125009, Москва, Козицкий пер., д. 5, e-mail: k-saln@mail.ru

В статье рассматриваются эстетика и содержательная сторона авантюрно-фантастических фильмов Жоржа Мельеса. Анализируются трансформация коммуникативной модели при переносе сценических фокусов в экранное произведение, деструкция симультанности непосредственного развития зрелища и его восприятия аудиторией, рождение комплекса бессилия и изоляции зрителя от происходящих фантастических событий в кадре. Автор подробно останавливается на мотиве «перемены участи», изменчивости фортуны и двойственности позиции персонажей, сыгранных самим Мельесом. Рассматриваются образы ящика иллюзиониста, заколдованной комнаты, пастиутробы небесного тела, преисподней, космического пространства и их соотношение со средневековыми и барочными театральными декорациями. Также отмечаются отсылки к средневековому мышлению в восприятии вселенной и ренессансному мировидению в универсализации образа театра. Делаются выводы о создании Мельесом первой экранной вымышленной вселенной и актуализации в его экранной эстетике ряда культурных традиций, связанных с иррационализмом, мистикой, романтическим сознанием.

Литература:

1. Барбой Ю. К теории театра. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, 2008.

2. Беньямин В. Бодлер. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2015.

3. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. От истоков до середины XIX века. — М.: URSS, 2010.

4. Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств. Франция. Конец XIX — начало XX века. — М.: Наука, 1987.

5. Гатилова И.В. Освоение литературных сюжетов в массовом кинематографе Франции и Италии // Экранные искусства и литература. Немое кино. — М.: Наука, 1991. — С. 64–76.

6. Гофман Э.Т.А. Новеллы // Э.Т.А. Гофман. Приключения в новогоднюю ночь. — Л.: Лениздат, 1990.

7. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. — М.: Искусство, 1990.

8. Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. — М.: Наука, 1986.

9. Садуль Ж. Всеобщая история кино: В 6 т. — Т. 1. — М.: Искусство, 1958.

10. Сальникова Е.В. Феномен визуального. От древних истоков к началу XXI века. — М.: Прогресс-Традиция, 2012. — С. 397–404.

11. Теплиц Е. История киноискусства. 1895–1927. — М.: Прогресс, 1968.

12. Фелонов Л.Б. Монтаж в немом кино: Часть I. Фильмы Люмьера и Мельеса. — М.: ВГИК, 1973.

13. Complete Cataloque of Genuine and Original Star Films (Moving Pictures) manufactured by Geo. Melies of Paris. Paris, New York: Motion Pictures Catalogs. 1905 (Museum of Modern Art (New York City) Repository. — Rutgers, The State University of New Jersey, Rutgers University, Libraries.

14. Elcott N.M. Artifi cial Darkness: An Obscure History of Modern Art and Media. — Chicago, London: University of Chicago Press, 2016. — P. 135–149.

15. Ezra El. Georges Melies. The Birth of the Autheur. — Manchester, New York: Manchester University Press, 2000.

16. Fantastic Voyages of the Cinematic Imagination. Georges Melies’s Trip to the Moon. Ed. by M. Solomon. — New York: Suny Press, 2011.

17. Fisher-Lichte E. How to Conceptualize Directing? // The Director in the Theatre World: Abstract of Annual Conference of FIRT. — St. Petersburg, 2004.

18. Fraser J. Artifi cially Arranged Scenes: The Films of George Melies. — Boston: G.K. Hall, 1979.

19. Gunning T. The Cinema of Attractions: Early Films, Its Spectator and the Avant-Garde // Elzesser Th., ed. Early Cinema: Space Frame Narrative. — London: BFI, 1990. — P. 56–62.

20. Mitchell Ch.P. The Devil on Screen: Feature Films Worldwide, 1913 through 2000. — Jeff erson, North Carolina, and London: McFarland & Company, Inc., Publishers, 2015. — 305 p.

21. Zipes J. The Enchanted Screen: The Unknown History of Fairy-Tales Films. — New York, Oxon: Routledge, 2011. — P. 31–48.

22. The Complete Works of William Shakespeare // Shakespeare W. Hamlet, Prince of Denmark. — Hertfordshire: Wordsworth Edition Ltd, 1994.

Статья поступила 23.06.2019

В чисто трюковых фильмах Мельес сохраняет эстрадный тип поведения, опять же плоть от плоти доэкранных зрелищных форм. Манерой бытия в кадре Мельес как бы призывает аудиторию полагать, что все происходящее достойно веселья и восхищения, даже если временами есть от чего вздрагивать. Но если в жизни новизна нередко таит в себе опасность и множество неудобств, здесь она существует для наслаждения.

Ведь в кино «все в шутку», как сказали бы в «Гамлете». («They do but jest, poison in jest no off ence I’th’world» [22, с. 692]. «Они все делают только в шутку, отравление в шутку, совершенно ничего обидного», — увещевает короля Гамлет во время спектакля бродячих актеров.) Грубость, жестокость и смерть в фильмах Мельеса — тоже в шутку. Впрочем, не всегда. Да и в самих шутках режиссера есть, как нам кажется, доля бессознательной рефлексии на актуальную для него тему.

Лейтмотивом экранных фокусов Мельеса являются игровое раздирание на части вроде бы живых тел, подчеркнуто брутальные манипуляции с ними как с чем-то изначально неодушевленным и не имеющим никакой ценности, а потому не требующим ни осторожности, ни уважения. Изъятые из привычной атмосферы цирка и запечатленные «навечно», а также в контексте будущей истории ХХ века с ее массовым уничтожением жизней, низведением человека до сырья, подлежащего переработке в полезные вещи, игры Мельеса можно рассматривать как невольное предупреждение и пророчество. Все возможно в этом мире. Сейчас вы человек, у вас есть лицо, красота, ловкость. А через секунду вас схватят, покрутят в воздухе, подбросят или, наоборот, швырнут оземь, и вы станете бесформенными останками, тряпьем, с которым незачем церемониться. Возможно, вскоре эти клочья и комки снова превратятся в живых и невредимых людей. Но еще не известно, вернется ли вам ваш облик или возникший человек окажется не вами, а кем-то другим, другого пола и возраста, — как бы говорится в подтекстах трюков.

Для Цитирования:
Сальникова Екатерина Викторовна, Экранная вселенная Жоржа Мельеса*. Вопросы культурологии. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: