По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

Экономико-математическое моделирование как системный и комплексный подход принятия решений по выбору проекта строительства дороги

Яроцкая Е.В. канд. экон. наук, доцент, заведующий кафедрой землеустройства и земельного кадастра E-mail: yarockaya_ev@mail.ru, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар
Гура Д.А. канд. техн. наук, доцент кафедры кадастра и геоинженерии E-mail: gda-kuban@mail.ru, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар
Павлюкова А.П. студентка 4‑го курса землеустроительного факультета E-mail: pavlukova190397@ mail.ru, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар

В статье рассматривается выбор проекта строительства дороги, соединяющей юбилейный микрорайон г. Краснодара и торговый центр «Мега» республики Адыгея, исходя из трех возможных вариантов прохождения дорог, отображенных на генеральном плане города. Выбор осуществлялся при учете экономических, социальных, землеустроительных и временных критериев каждого проекта путем применения метода анализа иерархий Т.Л. Саати.

Литература:

1. Гура Д. А., Кусова С. И., Кравцова Т. В. О проблемах современного кадастра // Науки о Земле на современном этапе: материалы VI междунар. науч.-практ. конф. — М., 2012. — С. 73–75.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 03.08.2018 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) [Электронный ресурс] // «Консультант плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru

3. Ковязин В. Ф., Пинчук А. А. Отвод земельного участка для строительства автомобильного дороги в Гатчинском районе Ленинградской области // Астраханский вестник экологического образования. — 2015. — № 4 (34). — С. 71–76.

4. Мелентьев В. В., Гура Д. А. Особенности постановки на кадастровый учет линейных объектов // Национальная ассоциация ученых. — 2015. — С. 77–78.

5. Павлюкова А. П., Гура Д. А. Анализ правовой базы проведения работ по определению границ водных объектов // Студенческие научные работы землеустроительного факультета: материалы междунар. науч.-практ. конф.; КубГАУ им. И. Т. Трубилина. — Краснодар, 2019. — С. 226–331.

6. Саати Т. Л. Принятие решений. Метод анализа иерархий. — М.: Радио и связь, 1989. — 316 с.

7. Яроцкая Е. В. Применение экономико-математических методов моделирования оценки и минимизации рисков инвестиционных проектов в условиях неопределенности // Научный журнал КубГАУ. — 2014. — № 98 (04). — С. 1–16.

8. Яроцкая Е. В. Управление имущественными рисками предприятия: монография. — Томск: Издво Томского политехнического университета, 2011. — 131 с.

В последнее время в Краснодарском крае наблюдается выполнение работ по ремонту существующих и строительству новых дорог. Одним из проектов нового строительства является проект дороги, соединяющей юбилейный микрорайон (ЮМР) г. Краснодара и торговый центр «Мега» (ТЦ «Мега») республики Адыгея.

В связи с тем, что дороги относятся к линейным объектам, при их строительстве затрагиваются интересы большого количества граждан, поэтому на этапе проектирования разрабатывается несколько вариантов ее расположения (рис. 1).

Из представленных выше вариантов расположения дороги необходимо выбрать один, наиболее оптимальный. Рациональность выбора подразумевает под собой учет множества качественных и количественных факторов, влияющих на выбор того или иного варианта, к которым относятся экономические, социальные, экологические, землеустроительные, временные и другие показатели.

Для того чтобы учесть все вышеперечисленные факторы в совокупности и произвести выбор проекта (варианта) строительства наиболее объективно и точно, можно применить экономико-математические методы (ЭММ). В данной статье для принятия решения по выбору проекта дороги был использован ЭММ анализа иерархий Т.Л. Саати.

Суть метода заключается в выявлении критериев, влияющих на выбор альтернатив, с последующим структурированием их в иерархию по уровням. На первом уровне размещается цель задачи, на втором — основные критерии, влияющие на этот выбор, на третьем — уточняющие факторы предыдущего уровня, на четвертом — альтернативы проектов [6]. На наш взгляд, основными критериями, влияющими на выбор одного варианта дороги, являются:

• стоимостные (финансовые);

• социальные;

• землеустроительные;

• временные.

Все вышеуказанные критерии включают в себя несколько показателей, которые детализированы и приведены в уровне 3 (рис. 2).

1.1. Цена проекта

На цену проекта влияет стоимость строительства, а также стоимость кадастровых работ. Для количественного анализа данных показателей необходимо знать основную характеристику линейных объектов — их протяженность. Данные о длинах дорог были получены в результате наложения подложки (генплан с нанесенными проектными дорогами) с границей кадастрового квартала 01:05:2900013 с последующим масштабированием (рис. 3).

Для Цитирования:
Яроцкая Е.В., Гура Д.А., Павлюкова А.П., Экономико-математическое моделирование как системный и комплексный подход принятия решений по выбору проекта строительства дороги. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: