В предлагаемой экономико-математической модели предприятия, действующего в интернет-секторе, рассматриваются решения фирмы, которая в процессе деятельности генерирует прибыль, описывающуюся стохастическими процессами. Предприятие принимает решения относительно структуры издержек и прибыли. Модель строится в дискретном времени с конечным горизонтом, время обозначается индексом при переменных t = 1, 2,…, N.
Все потоки наличности дисконтируются по ставке r.
Предполагается, что предприятие прибегает к внешнему финансированию для покрытия инвестиционных расходов IC.
Кумулятивная прибыль фирмы в момент t обозначается стохастической переменной Xt. Прибыль магазина подлежит налогообложению по ставке Y.
Модель интернет-магазина существенно отличается от стандартных моделей других видов коммерческой деятельности из‑за специфики работы предприятия. При классификации затрат на постоянные и переменные, большинство затрат следует отнести к постоянным (FC), так как анализ деятельности показывает, что невозможно гибко изменять эти показатели в зависимости от изменения объема продаж. К ним относятся затраты на аренду офисов и складов, средств связи и коммуникации (телефон и Интернет), разработку и поддержку сайта магазина, транспортные расходы затраты на оплату труда.
Расходы на маркетинг (M) следует выделить отдельно как динамически изменяющийся параметр, на который, помимо рыночной ситуации, существенно влияет маркетинговая стратегия конкурентов.
Цены формируются динамически на основе цены базового типа — цены поставщика (PP) и заданного процента торговой наценки (TM). Себестоимость реализованных товаров относится к переменным затратам.
Магазин получает прибыль в единицу времени по одному направлению:
где: Vt — объем продаж в момент t;
FC (Fixed Cost) — постоянные издержки.
Пусть CF (Cash Flow) — поток платежей, куда входят доходы и расходы. Тогда CFt — поток платежей в момент t — можно вычислить по формуле: