В первый день работы Форума состоялась пленарная дискуссия «Растерянный человек между отчаянием и надеждой: мировая ситуация и российская специфика». Модератор дискуссии сопредседатель Форума, научный руководитель Института экономики РАН, член-корреспондент РАН Руслан Семенович Гринберг призвал ответить на главный вопрос: экономика для человека или человек для экономики? Экономика — лишь средство для хорошего самочувствия человека. За год произошло очень много разных событий, которые усилили неопределенность будущего.
«В начале 90-х все мы были опьянены всемогуществом свободного рынка. И реформаторы были подвержены моде на рыночный фундаментализм. Западные коллеги говорили, что мы начинаем строить новую жизнь, должны действовать в духе единственно правильной теории, провести приватизацию, дорегулирование и стабилизацию. Рыночный догматизм стал очень важным руководством к действию», — напомнил руководитель Института экономики РАН.
По словам Гринберга Р.С., тревога охватила весь мир, везде человеческий потенциал находится под угрозой. Рыночный фундаментализм умер, но дело его живет. Особенно это выражается в растущем социальном неравенстве.
По мнению Бузгалина А. В., основой новой стратегии России должно стать селективное планирование и сильная промышленная политика в экономике, социализация собственности, ограничение власти олигархической и бюрократической номенклатуры.
О проблеме неравенства и растущей пропасти между богатыми и бедными говорил Джеймс К. Гэлбрейт, профессор Школы по связям с общественностью им. Линдона Джонсона (США). Начало масштабного разделения общества по доходам, отмечает спикер, характерно для 30-х гг. прошлого века. Изменения, произошедшие в то время, серьезно сказались на неравенстве во всем мире. В некоторых странах, возможно, оно проявилось даже ярче, чем в России. В США также наблюдается довольно серьезный уровень неравенства.
«Есть доказательства, подтверждающие, что уровень неравенства в стране можно соотнести с курсом доллара. Фундаментальная проблема увеличения неравенства — глобальный финансовый режим. Те, кто управляет современной системой, защищают этот режим», — считает американский экономист.