По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332 DOI:10.33920/sel-04-2409-01

Экономическое содержание права. Неэффективность существующей системы государственного регулирования земельных отношений в сфере сельскохозяйственного землепользования (продолжение)

Алакоз В. В. действительный государственный советник Российской Федерации, старший научный сотрудник ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, Москва, E-mail: alakoz@vniiesh.ru

Отсутствие документально оформленных целей и задач проведения земельной политики и эффективных механизмов ее реализации в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, незавершенность до настоящего времени начатых в 90‑е годы прошлого столетия земельных преобразований, сохранение огромного количества земельных долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, права на которые возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий и которые не выделены в земельные участки с установлением местоположения границ земельных участков, утрата в 2000 г. землеустроительного сопровождения земельных преобразований — привели к удержанию государством избыточных сельскохозяйственных земель в своей собственности, неопределенности и незащищенности прав на землю в виде долевой земельной квазисобственности и не внесенных сведений о земельных участках в Единый государственный реестр недвижимости с характеристиками, позволяющими определить их в качестве индивидуально определенной вещи с установленным местоположением границ, и многим другим проблемам сельскохозяйственного землепользования. О проблемах сельскохозяйственного землепользования, причинах их возникновения, способах устранения и предупреждения их появления — в этой статье.

«Труд по управлению занимает господствующее положение по отношению как к исполнительному труду, так и к услугам земли. Он как бы образует третий фактор производства» (Йозеф Алоиз Шумпетер (1883–1950) «Теория экономического развития», с. 67).

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 9, 10 и 11) в число полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области земельных отношений входит разработка и реализация федеральных, региональных и местных программ использования и охраны земель, проведение землеустройства по планированию и организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства в обязательном порядке (ст. 69) в случае выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии и другим негативным воздействиям (ст. 3 ФЗ «О землеустройстве» от 18.06.2001 № 78‑ФЗ). К числу полномочий Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства относится установление порядка проведения землеустройства. В связи с упразднением в 2000 г. Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике и передачей части его функций по проведению единой государственной политики в области земельных отношений, приватизации, управления и распоряжения земельными ресурсами, координации деятельности в области земельных отношений иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерству имущественных отношений Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 18 июля 2000 года № 536), система государственного землеустройства России, состоящая из Российского научно-исследовательского и проектно-изыскательского объединения по использованию земельных ресурсов — РосНИИземпроект, 12 зональных научно-исследовательских и проектно-изыскательских институтов по землеустройству и 70 региональных землеустроительных проектно-изыскательских предприятий, временно переданных в 1990 г. Минсельхозом Госкомзему России для землеустроительного обеспечения проведения земельной реформы, была в 2000–2004 гг. Минимуществом России уничтожена — оставлена без финансирования, акционирована, а здания, лаборатории и гаражи распроданы под коммерческие офисы.

Для Цитирования:
Алакоз В. В., Экономическое содержание права. Неэффективность существующей системы государственного регулирования земельных отношений в сфере сельскохозяйственного землепользования (продолжение). Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2024;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: