В Послании Федеральному Cобранию Российской Федерации от 01.12.2016 Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «В развитии сельского хозяйства многое зависит от регионов. Считаю, что нужно дать им больше самостоятельности в определении приоритетов использования федеральных субсидий на поддержку АПК, а сам их объем связать с увеличением пашни, повышением урожайности, других качественных показателей эффективности производства, тем самым создав стимул для ввода в оборот простаивающих сельхозземель и внедрения передовых агротехнологий» [1].
В связи с этим в современных условиях особую актуальность приобретает импортозамещение, повышение эффективности сельского хозяйства, обеспечение устойчивого развития сельскохозяйственного производства, достижение продовольственной безопасности страны, что также вытекает из положений и требований Федерального закона от 29.12.2006 № 264‑ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг.
Основой развития сельского хозяйства выступает совершенствование инвестиционного процесса в отрасли на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, формирования инновационно-инвестиционного типа расширенного воспроизводства.
Решение этой задачи невозможно без консолидации земель, которая представляет собой объединение земельных участков, преодоление их мелкоконтурности, ликвидацию чересполосицы, оптимизацию их размеров и конфигурации в целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства на основе рационального использования земельных, трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов за счет «экономии на масштабе» путем снижения трансакционных издержек.
По мере увеличения размера земельных участков, используемых для производства сельскохозяйственной продукции, эффективность ведения сельского хозяйства возрастает за счет относительного сокращения трансакционных издержек на единицу земельной площади.