Руководством ОАО «СУЭК» поставлена задача — достичь уровня времени производительной работы горно-транспортного оборудования ОАО «Разрез Тугнуйский» 400–500 машино-часов в месяц. В настоящее время внимание руководства разреза сконцентрировано на горно-транспортном участке (ГТУ), где решается задача повышения результативности персонала, и прежде всего ремонтного, обеспечивающего работоспособность автотранспорта.
Результативность труда ремонтного персонала проявляется в двух основных аспектах экономической деятельности — в уровне использования труда и капитала.
Труд — это целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг [1].
Реализация этой деятельности на предприятии предполагает выполнение производственной функции с требуемыми параметрами ее продолжительности и качества, результатами. Анализ рабочего времени ремонтного персонала показывает, что в его структуре имеется время, затрачиваемое на выполнение необходимых ремонтных операций, на повторные операции, а также простои, избыточные перемещения и т. п. Время выполнения ремонтных операций с рациональной продолжительностью и требуемым качеством является функциональным [2]. Другая часть — нефункциональное время. Поскольку есть функциональное и нефункциональное время, то уровень использования труда необходимо оценивать коэффициентом его использования (Кит), определяемым как отношение функционального времени к общему. На практике функциональное время выполнения операций закрепляется в стандартах ремонтных процессов, в которых должна быть представлена рациональная, с позиции безопасности и эффективности, последовательность выполнения ремонтных операций [3].
Расчет значений Кит осуществляется следующим образом:
где: tр.с и tр.ф — соответственно, продолжительность работ в соответствии со стандартом (нормой) и фактическая.