По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

Экономический патриотизм в современной России: социокультурная природа и исторический смысл

Костяев Александр Иванович ГАОУ СПОМО «Московский областной колледж искусств», Россия, 141406, Московская область, Химки, ул. Библиотечная, 10, E-mail: kostyaev@bk.ru

В статье анализируется взаимосвязь экономических интересов и патриотических ценностей. Рассматриваются разные смыслы и история понятия «экономический патриотизм».

Литература:

1. Мобилизационная экономика. Калашников М. Может ли Россия обойтись без Запада? — М.: Алгоритм, 2014. — 240 с.

2. Новый «экономический патриотизм» в Европе: хорошо забытое Клинова М.В. старое? // Мировая экономика и международные отношения. — 2008. — № 4. — С. 32–41.

3. Россия: сквозь санкции — к процветанию. — М.: Дашков Кричевский Н.А. и К, 2015. — 216 с.

4. Patriotisme economique ct mondialisation // Defense Nationale. — Carayon B. 2006. — № 12. — P. 61.

Статья поступила 12.05.2015 г

В XXI в. Россия столкнулась с новыми вызовами Запада. Культура, как и экономика, являясь медиативным механизмом, объективно смягчает эти вызовы и обеспечивает адекватные ответы. Механизм «вызов-ответ» всё чаще смещается в сферу взаимодействия смыслов. В логике сторонников глобализации экономика перестаёт быть национальной. Патриотизм объявляется устаревшей ценностью-смыслом. Действительно, сотни тысяч россиян работают по контракту заграницей. Развивается производство по кооперации. Крупный российский бизнес успешно участвует в реализации транснациональных проектов. Вместе с тем, усиливается обратный процесс — процесс локализации. Товар есть не столько воплощение общественно необходимых затрат труда, сколько реализация определённых ценностных установок.

Роль патриотизма в развитии российской экономики во все периоды истории была значимой. Патриотизм для представителей национальной элиты представлял собой одно из средств решения экономических задач.

Необходимо также учитывать, что патриотизм как феномен порождён, а затем зависим от конкретных типов культуры и экономических систем, сменяющих друг друга.

Распространение получило мнение, согласно которому патриотизм вообще не поддаётся управлению. На самом деле речь должна идти не о прямом управлении духовно-нравственным процессом, можно говорить 29 лишь о тонкой специфической поддержке, создании необходимых условий для развития патриотизма. В условиях западных санкций эта поддержка приобретает всё более вариативный характер. Возрастают экономические риски и одновременно спрос общества на патриотизм.

В междисциплинарных исследованиях идет активный поиск термина, который должен заменить старые формы скрытого протекционизма. Процесс глобализации поставил множество вопросов, например, о границе между экономической безопасностью и национальными интересами. Другой вопрос о сочетании конкуренции, экономической свободы и самостоятельности национальной экономики. Новый термин должен был возникнуть в социокультурной системе, сохраняющей сильный государственный сектор в экономике. К таким системам относится современная Россия [2. С. 33, 45].

Для Цитирования:
Костяев Александр Иванович, Экономический патриотизм в современной России: социокультурная природа и исторический смысл. Вопросы культурологии. 2016;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: