Еще в ходе избирательной кампании Д. Трамп установил вектор экономической политики своей администрации. Он выделил несколько приоритетных направлений: реиндустриализация экономики; иммиграционная и налоговая реформы; аннулирование Закона 2009 г. о реформе здравоохранения (Obamacare); пересмотр Закона 2010 г. Додда-Фрэнка о финансовой реформе; выход из региональных торговых мегасоглашений (Транстихоокеанского партнерства, НАФТА) и Парижского соглашения по климату; новые акценты в энергетической и внешнеторговой политике; развитие инфраструктуры; укрепление обороноспособности страны.
Однако специфика президентского правления в США такова, что президент не свободен в своих решениях.
Государство, создавая максимально благоприятные условия для рыночных сил, одновременно вносит существенный вклад в то, чтобы действия этих сил стали более упорядоченными и транспарентными. В США разработана богатая законодательная база, сформированы механизмы взаимодействия государства, бизнеса, общества.
Естественно, сама личность президента и его мировоззрение оказывают существенное влияние на формирование экономической политики. Многое зависит от подбора команды. Это особенно ярко проявилось с приходом в Белый дом Д. Трампа.
Вместе с тем, анализируя формирование государственной социально-экономической политики США при новой администрации, следует учитывать национальную специфику процесса принятия решений.
Во-первых, разделение полномочий между законодательной и исполнительной ветвями власти является основным механизмом так называемых сдержек и противовесов [1].
Конгресс участвует в формировании экономической политики и ее инструментов прежде всего через: а) законотворчество; б) выработку рекомендательных резолюций; в) утверждение договоров; г) слушания, расследования; д) отчеты исполнительной власти. Основное столкновение интересов и их балансировка происходят в ходе обсуждения законопроектов. Сам Конгресс имеет отработанный механизм принятия решений. Законопроект проходит обкатку в соответствующих комитетах и подкомитетах. А различные слушания и принятие резолюций используются как инструмент давления на американскую администрацию и на правительства других стран.