По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.792

Экономическая эффективность замены паяного соединения на клеевое при сборке изделия типа «коллектор»

Захарова М.Э. канд. техн. наук, доцент, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1105005, Москва, 2‑я Бауманская ул., д. 5
Алимов Н.А. МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1105005, Москва, 2‑я Бауманская ул., д. 5, e-mail: nik.alimov96@mail.ru

В статье рассмотрена возможность замены паяного соединения клеевым при сборке коллектора в топливной системе самолетов. Произведена качественная оценка экономической эффективности данного решения. Проведен расчет необходимой прочности на сдвиг клеевого соединения. Проанализированы клеевые составы зарубежных и отечественных производителей. На основании расчета и анализа продукции выбран наилучший для рассмотренного случая клеевой состав. Использование клеевых составов относится к «зеленым технологиям», что увеличивает возможность их выбора при дальнейшем развитии машиностроения.

Литература:

1. Винокурова, М. Э., Коновалов, Д.П. Замена посадки с натягом клеевым соединением в технологическом процессе сборки редуктора // Главный механик. — 2018. — №12. — С. 40–46.

2. Патент RU 2362030; Топливный коллектор с форсунками газотурбинного двигателя. Дата регистрации: 25.12.2007.

3. Иосилевич, Г.Б. Детали машин: учебник для студентов машиностроительных специальных вузов. — Москва: Машиностроение, 1988. — 368 c.

4. Онлайн-каталог торговой марки LOCTITE c возможностью подбора клеевых составов с помощью их отбора по критериям пользователя, URL: http://henkel-adhesivesselector.ru/bonding/#/substrate1?lang=RU®ion= easternEurope (дата обращения: 20.11.2019).

5. Сайт торговой марки LOCTITE, URL: http://www.loctite.ru/productsearch-3772.htm (дата обращения: 20.04.2019).

6. Сайт ФГУП «НИИ Полимеров», URL: http://www.nicp.ru (дата обращения: 23.04.2019).

7. Онлайн-каталог клеевой продукции на сайте ФГУП «НИИ Полимеров», URL: http://www.nicp.ru/ru/52/kley/ (дата обращения: 23.11.2019).

8. Винокурова, М.Э. Сборка регулируемых цилиндрических клеевых соединений: дис. … канд. техн. наук. — Москва, 2017. — 133 с.

9. Игнатов, А. В., Винокурова, М.Э. Исследование технологического способа повышения качества сборки регулируемых цилиндрических клеевых соединений // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. — 2017. — №6.

10. Сайт ООО «НПК «Специальная металлургия», URL: https://chel.specstali.ru (дата обращения: 23.11.2019).

Клеевые соединения получили в последние годы широкое распространение во многих отраслях машиностроения благодаря появлению клеящих материалов (конструкционных клеев) на основе синтетических полимеров, которые обладают высокой податливостью и благодаря этому обеспечивают склеивание практически всех материалов промышленного значения: сталей, сплавов, меди, серебра, древесины, пластиков, фарфора, тканей, кожи и др. Еще одно их достоинство состоит в возможности склеивания металлов и неметаллов. Благодаря этому клеевые соединения используют для производства новых материалов в форме слоистых листов.

Применение клеев в металлических конструкциях позволяет надежно и прочно соединять разнородные металлы разной толщины, исключать более дорогие заклепочные, сварные, паяные и болтовые соединения.

Клеевые швы не ослабляют металл, как при сварке или сверлении отверстий под болты, они не подвержены коррозии и часто герметичны без дополнительного уплотнения.

В данной работе рассматривается возможность замены паяного соединения на клеевое на примере конструкции «коллектор в сборе» [1].

Коллектор является сборочной единицей, предназначенной для распределения топлива между всеми 28 форсунками в равном количестве. Он состоит из двух каскадов (малый и большой), при нормальной работе двигателя топливо поступает по малому каскаду и попадает через малые отверстия в форсунки, что при форсаже самолета увеличивают подачу топлива — оно идет по большому и малому каскадам, в дальнейшем распыляясь. Конструкция коллектора приведена на рис. 1.

Коллектор состоит из 28 форсунок — 1, припаянных к полукольцам каскада 4, 5, соединенных между собой. Топливо подводится к коллектору по трубкам 7 и 10, присоединенных через тройники 6 и 8 к кольцам. Крепление к каркасу осуществляется через 7 кронштейнов — 9, равномерно распределенных по кольцам [2].

Изделие, рассматриваемое в данной работе, производится в условиях серийного производства и используется в самолетостроении, средой в котором является воздух. Рабочий диапазон температур изделия: от –20 до +170 °С.

Для Цитирования:
Захарова М.Э., Алимов Н.А., Экономическая эффективность замены паяного соединения на клеевое при сборке изделия типа «коллектор». Главный механик. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: