Клеевые соединения получили в последние годы широкое распространение во многих отраслях машиностроения благодаря появлению клеящих материалов (конструкционных клеев) на основе синтетических полимеров, которые обладают высокой податливостью и благодаря этому обеспечивают склеивание практически всех материалов промышленного значения: сталей, сплавов, меди, серебра, древесины, пластиков, фарфора, тканей, кожи и др. Еще одно их достоинство состоит в возможности склеивания металлов и неметаллов. Благодаря этому клеевые соединения используют для производства новых материалов в форме слоистых листов.
Применение клеев в металлических конструкциях позволяет надежно и прочно соединять разнородные металлы разной толщины, исключать более дорогие заклепочные, сварные, паяные и болтовые соединения.
Клеевые швы не ослабляют металл, как при сварке или сверлении отверстий под болты, они не подвержены коррозии и часто герметичны без дополнительного уплотнения.
В данной работе рассматривается возможность замены паяного соединения на клеевое на примере конструкции «коллектор в сборе» [1].
Коллектор является сборочной единицей, предназначенной для распределения топлива между всеми 28 форсунками в равном количестве. Он состоит из двух каскадов (малый и большой), при нормальной работе двигателя топливо поступает по малому каскаду и попадает через малые отверстия в форсунки, что при форсаже самолета увеличивают подачу топлива — оно идет по большому и малому каскадам, в дальнейшем распыляясь. Конструкция коллектора приведена на рис. 1.
Коллектор состоит из 28 форсунок — 1, припаянных к полукольцам каскада 4, 5, соединенных между собой. Топливо подводится к коллектору по трубкам 7 и 10, присоединенных через тройники 6 и 8 к кольцам. Крепление к каркасу осуществляется через 7 кронштейнов — 9, равномерно распределенных по кольцам [2].
Изделие, рассматриваемое в данной работе, производится в условиях серийного производства и используется в самолетостроении, средой в котором является воздух. Рабочий диапазон температур изделия: от –20 до +170 °С.