По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Экономическая эффективность автопоезда на электрической тяге

Фасхиев Х.А. д-р техн. наук, проф. кафедры экономики, менеджмента и маркетинга, ФБГОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», проф. кафедры прикладной гидромеханики, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», faskhiev@mail.ru

Выявлены проблемы и тенденции развития подвижного состава на автомобильном транспорте. Приведены достижения и препятствия перехода автотранспорта на электрическую тягу. Проведен сравнительной анализ экономической эффективности грузовых электромобилей с автомобилями того же класса, оснащенными двигателями внутреннего сгорания. Установлено, что по экономичности электромобили, в расчете за весь период эксплуатации не уступают автомобилям, работающим на нефтяном топливе. Проведен сравнительный анализ экономической эффективности электрогрузовика Tesla Semi с дизельным автопоездом.

Литература:

1. Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) (Женева, 1 июля 1970 г.). -http://base.garant.ru/2560634/#block_6#ixzz4zLJykWeI. — (Дата обращения: 25.11.17 г.).

2. Общее количество электромобилей в мире превысило отметку 2 млн экземпляров. — https://itc.ua/blogs/obshhee-kolichestvo-elektromobiley-v-mire-prevyisilo-otmetku-2-mln-ekzemplyarov-iz-kotoryih-1-2-mln-chistyih-elektromobiley-i-0-8-mln-podklyuchaemyih-gibridov. — (Дата обращения: 25.11.17 г.).

3. Статистика ДТП. — http://vawilon.ru/statistika-dtp. — (Дата обращения: 2.02.18 г.).

4. Фасхиев Х.А., Крахмалева А.В., Илдарханов Р.Ф. Оценка экономической эффективности подвижного состава в международных автомобильных перевозках. Как настоящий. Может ли грузовик Tesla Semi соревноваться с дизельными конкурентами. — http://www.forbes.ru/tehnologii/352909-kak-nastoyashchiy-mozhet-li-gruzovik-tesla-semi-sorevnovatsya-s-dizelnymi. (Дата обращения: 30.11.17 г.).

5. Фасхиев Х.А. Конкурентный потенциал предприятия: оценка и управление // Экономическое возрождение России. — 2008. — №3. — С. 56-62.

6. Фасхиев Х.А., Крахмалева А.В., Илдарханов Р.Ф. Оценка экономической эффективности подвижного состава в международных автомобильных перевозках.

7. Костин И.М., Фасхиев Х.А. Технико-экономическая оценка грузовых автомобилей при разработке. — Набережные Челны: Изд-во Камского политехнического института, 2002. — 479 с.

8. Nikola One: первый в мире водородный грузовик из США. — https://geektimes.ru/post/283306. — (Дата обращения: 5.12.17 г.).

За последние 30–50 лет в сфере автомобильного транспорта наблюдалось эволюционное совершенствование конструкций подвижного состава в направлении повышения их безопасности, экологичности, комфортабельности, внедрялись электронные системы управления как отдельными агрегатами, так и автомобилем в целом, стали нормой оснащение автомобилей системами навигации GPS/ГЛОНАСС. Современный автомобиль по сути это «чип» на колесах. В цене автомобиля доля электронных устройств достигла до 30%. С усложнением конструкции растет и цена автомобилей, вследствие чего растет стоимость технического обслуживания и ремонта подвижного состава, увеличиваются амортизационные отчисления коммерческого транспорта, себестоимость перевозок. С повышением удельной мощности двигателей, ростом цен на топливо, повышаются затраты на топливо, доля которого в себестоимости перевозок доходит до 50%.

Бурное развитие автотранспорта сопровождается ростом потребления топлива, усилением негативного воздействия на окружающую среду. С точки зрения наносимого экологического ущерба, автотранспорт лидирует во всех видах негативного воздействия: загрязнение воздуха — 95%, шум — 49,5%, воздействие на климат — 68%. На долю автомобильного транспорта в выбросе антропогенных парниковых газов приходятся 14%, и это самый высокий показатель среди всех существующих гражданских видов транспорта. В городах с населением более полумиллиона человек около 80% вредных выбросов приходится на долю автомобильного транспорта. Автотранспорт, по разным оценкам, обеспечивает более 60% мирового потребления нефти. Автомобиль потребляет в среднем 4 т кислорода в год, выбрасывая при этом с отработанными газами около 800 кг угарного газа, 40 кг оксидов азота и почти 200 кг различных углеводородов. Автомобильный парк в мире в 2016 г. составил 1,4 млрд ед., а потребление моторного топлива 2,4 млрд т. Автотранспорт только в России, насчитывающий 49,11 млн ед. техники, сжег 65 млн т топлива. Из этого объема 54% приходится на долю коммерческого транспорта, хотя его доля в парке всего 14%. При сгорании нефтяного топлива в двигателях внутреннего сгорания образуются около 200 различных вредных веществ. В год российский автопарк выбрасывает в атмосферу только канцерогенных веществ: около 27 тыс. т бензола, 17,5 тыс. т формальдегида, 1,5 т бензопирена. В целом, общее количество вредных веществ, ежегодно выбрасываемых автомобилями, превышает в 20 млн т, и ежегодно увеличивается в среднем на 3%.

Для Цитирования:
Фасхиев Х.А., Экономическая эффективность автопоезда на электрической тяге. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2021;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: