Анонсированная новым президентом США Трампом суперпротекционистская политика «Америка прежде всего, сделаем ее вновь великой» породила у многих политиков и экономистов, в том числе российских, предчувствие коренных изменений в американской внешней политике. Как хочется верить в чудеса! Тем более что Дональд Трамп, оказывается, в 36-м поколении — потомок князя Рюрика, основателя Российского государства.
Но чуда не случилось. В интервью Трампа газете Financial Times (см. «Ведомости», 04.04.2017) интервьюеры говорят, что «за безумием, которое подозревают его критики, кроется некая методика», что он «дает задний ход, как только добьется более уверенных экономических и финансовых успехов в сфере международной торговли и безопасности» и что «внешняя политика Трампа оказалась менее революционной, чем опасались поначалу». Это, на наш взгляд, относится и к таким «революционным мерам», как аннулирование Трампом соглашения о Транстихоокеанском партнерстве и «заморозка» Атлантического партнерства. В статье «Кризис глобализации "по-американски"» («Международная экономика», № 2, 2017) я писал о содержании этих проектов, но не в прошедшем времени, а как о действующих, которые в конце концов США постараются реализовать. Ведь они вполне соответствуют не только интересам американских ТНК, но и американского ВПК, и глобальной, в том числе военной, стратегии США.
Не спровоцированный и не согласованный с ООН удар по аэродрому суверенной Сирии по приказу главнокомандующего Вооруженных сил США поставил точку в рассуждениях об уникальности Трампа и его «революционной политике». Как говорится, доказано наукой, что лидер нации, как бы он ни оригинальничал, в конце концов будет руководствоваться идеологией и проводить политику, которые отвечают интересам правящих элит, иначе они его отторгнут.
Выходит, что непредсказуемость президента-глобального бизнесмена, привыкшего «продавливать» выгодные для него решения, вполне предсказуема и очень опасна.
В этом контексте заслуживает внимания заказанная редакцией и публикуемая в третьем номере статья Андрея Спартака, Анны Костиковой и Виталия Французова «Взаимодействие государства и бизнеса в продвижении национальных интересов на международной арене». Авторы указывают на тот факт, что растущая конфликтность в международных экономических отношениях обусловила рост интереса к взаимодействию государства и бизнеса в урегулировании торгово-экономических проблем и конфликтов, в том числе в рамках ВТО и региональных торговых соглашений. В США для этого используются как имеющиеся структуры типа влиятельного Совета по международным отношениям, так и новые, такие как Совет по экспорту при президенте США, созданный в январе 2017 г. по инициативе Дональда Трампа.