По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9 DOI:10.33920/vne-04-2102-01

Экономическая дипломатия: эффект пандемии

Татьяна Леонидовна Мусатова канд. ист. наук, кафедра международных организаций и мировых политических процессов факультета мировой политики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (МГУ). Россия, 119991, г. Москва, ул. Ленинские Горы, д. 1 стр. 52; e-mail: tat.musatova@gmail.com, ORCID: 0000-0003-1406661X

В статье анализируется воздействие, оказанное кризисом пандемии коронавируса COVID-19, на внешнюю политику и дипломатию государств, включая экономическую дипломатию. ЭД трактуется как многосторонняя многогранная деятельность, неотъемлемая часть внешней политики, направленная на защиту национальных интересов и экономической безопасности страны. При межведомственном характере ЭД, наличии у нее многочисленных акторов и агентов, не только государственных, но и общественных и деловых структур, большое значение приобретает политическая и внешнеэкономическая координация со стороны МИДов, и эта роль внешнеполитических ведомств в период кризиса пандемии возрастает. Деятельность ЭД России в 2020 г. в целом была успешной, среди основных результатов: активное участие дипломатов в антиэпидемиологической работе Правительства РФ, включая вывозные рейсы, оказание экстренного содействия соотечественникам за рубежом, помощь иностранным государствам; меры по продвижению российской вакцины, налаживанию ее производства за рубежом, завоеванию таким образом новых рынков лекарственных средств; урегулирование кризиса ценообразования на мировом рынке нефти при ведущей роли России и Саудовской Аравии; корректировка соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом иностранных государств с учетом внутриэкономических потребностей страны; возрастание в период председательства России в БРИКС мирового значения опыта этого межгосударственного объединения, не знавшего кризиса, в том числе его борьбы с эпидемиологическими заболеваниями; дальнейшие шаги по углублению интеграции в рамках ЕАЭС; успехи России на восточном направлении внешней политики, в развитии торговых обменов и эпидемиологического сотрудничества с государствами АСЕАН и АТЭС. Новый мировой кризис стал катализатором сближения методов ЭД с научной и публичной дипломатией, с другими дипломатическими культурами, которые могут быть объединены под общим названием гражданской дипломатии. Такое размежевание требуется для защиты наследия профессиональной дипломатии, популярность и использование методов которой значительно возрастают. ЭД как неотъемлемая часть официальной дипломатии представляется посредником между классической и гражданской дипломатиями. Она дает гражданскому обществу пример более жесткой, прагматичной, нацеленной на результат работы, необходимость которой выдвигает современный кризис пандемии.

Литература:

1. Лавров С. В. Выступление перед членами президиума Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) // Коммерсант. — 10.12.2020 [Электронный ресурс]. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/4606221 (дата обращения: 06.01.2021).

2. Основные внешнеполитические итоги 2020 года // МИД России. — 29.12.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/web/guest/informacia-dla-rossijskih-iinostrannyh-grazdan-v-svazi-s-koronavirusnoj-infekciej/-/asset_publisher/UUDFpNltySPE/ content/id/4514710 (дата обращения: 07.01.2021)

3. Лавров назвал основную задачу дипломатии // Iz.ru. — 21 марта 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/989719/2020-03-21/lavrov-nazval-osnovnuiu-zadachu-diplomatii (дата обращения: 10.01.2021).

4. Путин В. В. Видеообращение на 75-й юбилейном сессии ГА ООН // Президент России. — 22.09.2020 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/64074 (дата обращения: 24.12.2020).

5. Лавров С. В. Выступление на видеоконференции Фонда публичной дипломатии имени А. М. Горчакова // RT. — 21.04.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/ russia/article/739363-lavrov-videokonferenciya-translyaciya (дата обращения: 24.04.2020).

6. Панкин А. А. Борьба с COVID-19 требует объединительных усилий, а не торговых войн и санкций // Интерфакс. — 24.04.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www. interfax.ru/interview/705782 (дата обращения: 24.12.2020).

7. Туаева К. Коронавирусный кризис мирового рынка нефти и экономическая дипломатия // Международная жизнь. — 2020. — № 6 [Электронный ресурс]. URL: https:// interaff airs.ru/jauthor/material/2362 (дата обращения: 08.01.2021).

8. Бордачев Т. Без эмоций: как изменились приоритеты российской внешней политики в 2020-м // Iz.ru. — 28.12.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1104008/timofeibordachev/bez-emotcii-kak-izmenilis-prioritety-rossiiskoi-vneshnei-politiki-v-2020-m (дата обращения: 08.01.2021)

1. Lavrov S. V. Address to the Presidium of the Council on Foreign and Defense Policy (CFDP). Kommersant. 10.12.2020. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4606221 (accessed: 6.01.2021) (in Russian).

2. Main foreign policy results of 2020. The Ministry of Foreign Aff airs of the Russian Federation. 29.12.2020. Available at: https://www.mid.ru/web/guest/informacia-dla-rossijskih-iinostrannyh-grazdan-v-svazi-s-koronavirusnoj-infekciej/-/asset_publisher/UUDFpNltySPE/ content/id/4514710 (accessed: 7.01.2021) (in Russian).

3. Lavrov named the main task of diplomacy. Iz.ru. March 21, 2020. Available at: https://iz.ru/989719/2020-03-21/lavrov-nazval-osnovnuiu-zadachu-diplomatii (accessed: 10.01.2021) (in Russian).

4. Putin V. V. Video message at the 75th anniversary session of the UN General Assembly. President of Russia. 22.09.2020. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/64074 (accessed: 24.12.2020) (in Russian).

5. Lavrov S. V. Speech at the videoconference of the A. Gorchakov Public Diplomacy Foundation. RT. 21.04. 2020. Available at: https://russian.rt.com/russia/article/739363-lavrovvideokonferenciya-translyaciya (accessed: 24.04.2020) (in Russian).

6. Pankin A. A. The fi ght against COVID-19 requires a united eff ort, not trade wars and sanctions. INTERFAX. 24.04.2020. Available at: https://www.interfax.ru/interview/705782 (accessed: 24.12.2020) (in Russian).

7. Tuaeva K. Koronavirusnyi krizis mirovogo rynka nefti i ekonomicheskaia diplomatiia [Coronavirus crisis of the world oil market and economic diplomacy]. Mezhdunarodnaia zhizn’ [The International Aff airs]. № 6. 2020. Available at: https://interaff airs.ru/jauthor/material/2362 (accessed: 8.01.2021) (in Russian).

8. Bordachev T. Bez emotsii: kak izmenilis’ prioritety rossiiskoi vneshnei politiki v 2020-m [Without emotion: how the priorities of Russian foreign policy have changed in 2020]. Iz.ru. (accessed: 28.12.2020) (in Russian).

В минувшем, 2020 г., связанном с пандемией нового коронавируса COVID-19, международные отношения подверглись весьма серьезным испытаниям. Это дало основание министру иностранных дел России С. В. Лаврову назвать 2020 г. поворотным [1]. Под серьезным воздействием оказалась и внешняя политика государств, российская внешняя политика, что заставило ее творцов скорректировать обозначенные ранее приоритеты и подчеркнуть угрозы и риски. В прошедшем году Россия добивалась «раскрытия потенциала международного сотрудничества в интересах обеспечения национальной безопасности, содействия социально-экономическому развитию страны и продвижения отвечающих российским интересам подходов к решению глобальных и региональных проблем» [2]. Однако добиваться решения этих задач ей приходилось в контексте направленной против нее «политики сдерживания в агрессивной форме», цель которой — «не дать возможность сформировать внешние благоприятные условия для внутреннего развития» страны.

В наборе российских внешнеполитических целей легко угадывается обострение проблемы безопасности государства, а тот факт, что на второе место в нем вышло обеспечение социально-экономического роста страны, подводит к выводу о возрастании значения экономических приоритетов в коронавирусный период, а значит, и экономической дипломатии.

Экономическая дипломатия (ЭД) — это непрерывная разноплановая совместная деятельность государства и бизнеса с целью обеспечения национальных интересов и преимуществ в области внешнеэкономической деятельности, укрепления конкурентоспособности и экономической безопасности страны. В современных условиях ЭД прочно стоит на почве внутренней экономики и внешнеэкономических связей, она активно привлекает широкую сеть агентов среди внутригосударственных органов и бизнес-структур, а также акторов, действующих на международной арене ЭД больших стран, подобных России, фокусируется на решении вопросов макроэкономики, не отстраняясь, тем не менее, от микроэкономических аспектов. В условиях глобализации многосторонняя экономическая дипломатия выходила на первый план. Однако с наступлением пандемии, ввиду неэффективности международных институтов, проявившейся еще ранее, а теперь обострившейся с закрытием границ, транспортного сообщения и приостановкой контактов, в том числе в лоне ООН, МВФ, ВТО и других многосторонних структур, произошло как бы возвращение ЭД на свой исходный двусторонний уровень. Расцвет межгосударственной и региональной компоненты на этапе борьбы с коронавирусом — это важный фактор международных отношений, который нуждается в рассмотрении.

Для Цитирования:
Татьяна Леонидовна Мусатова, Экономическая дипломатия: эффект пандемии. Международная экономика. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: