В минувшем, 2020 г., связанном с пандемией нового коронавируса COVID-19, международные отношения подверглись весьма серьезным испытаниям. Это дало основание министру иностранных дел России С. В. Лаврову назвать 2020 г. поворотным [1]. Под серьезным воздействием оказалась и внешняя политика государств, российская внешняя политика, что заставило ее творцов скорректировать обозначенные ранее приоритеты и подчеркнуть угрозы и риски. В прошедшем году Россия добивалась «раскрытия потенциала международного сотрудничества в интересах обеспечения национальной безопасности, содействия социально-экономическому развитию страны и продвижения отвечающих российским интересам подходов к решению глобальных и региональных проблем» [2]. Однако добиваться решения этих задач ей приходилось в контексте направленной против нее «политики сдерживания в агрессивной форме», цель которой — «не дать возможность сформировать внешние благоприятные условия для внутреннего развития» страны.
В наборе российских внешнеполитических целей легко угадывается обострение проблемы безопасности государства, а тот факт, что на второе место в нем вышло обеспечение социально-экономического роста страны, подводит к выводу о возрастании значения экономических приоритетов в коронавирусный период, а значит, и экономической дипломатии.
Экономическая дипломатия (ЭД) — это непрерывная разноплановая совместная деятельность государства и бизнеса с целью обеспечения национальных интересов и преимуществ в области внешнеэкономической деятельности, укрепления конкурентоспособности и экономической безопасности страны. В современных условиях ЭД прочно стоит на почве внутренней экономики и внешнеэкономических связей, она активно привлекает широкую сеть агентов среди внутригосударственных органов и бизнес-структур, а также акторов, действующих на международной арене ЭД больших стран, подобных России, фокусируется на решении вопросов макроэкономики, не отстраняясь, тем не менее, от микроэкономических аспектов. В условиях глобализации многосторонняя экономическая дипломатия выходила на первый план. Однако с наступлением пандемии, ввиду неэффективности международных институтов, проявившейся еще ранее, а теперь обострившейся с закрытием границ, транспортного сообщения и приостановкой контактов, в том числе в лоне ООН, МВФ, ВТО и других многосторонних структур, произошло как бы возвращение ЭД на свой исходный двусторонний уровень. Расцвет межгосударственной и региональной компоненты на этапе борьбы с коронавирусом — это важный фактор международных отношений, который нуждается в рассмотрении.