По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.03

Экология души молодого поколения — залог жизнедеятельности России в XXI веке

Савостьянов Александр Иванович профессор, ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», доктор педагогических наук, профессор, Россия, 125364, Москва, проезд Досфлота, д. 8, кв. 75. E-mail: kotova20082009@yandex.ru
Панченко Ольга Григорьевна профессор, ФГАОУ ДПО АПК и ППРО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», кандидат философских наук, профессор, Россия, 125581, Москва, ул. Ляпидевского, д. 22, кв. 32. E-mail: pan.45@mail.ru

В статье авторы еще раз настойчиво напоминают, что восхождение к общечеловеческим ценностям: гуманизму, патриотизму, гражданской позиции, — сегодняшняя политика государства в сфере образования. Исходя из запросов общества авторы делают акцент на формировании такой личности, которая отвечала бы социальному заказу России.

Литература:

1. Бирич И.А., Панченко О.Г. В поисках новой методологии образования: история, современность, прогнозы: Монография. — Москва-Екатеринбург: Уральское изд-во; Большая Медведица, 2010. — 256 с.

2. Савостьянов А.И. Агрессивность современных подростков // Образование личности. — 2012. — № 4. — С. 16–25.

3. Савостьянов А.И. Гуманизация образования: ценностные ориентиры // Муниципальное образование и эксперименты. — 2016. — № 5. — URL: https:// vivliophica.com/articles/education/417539.

4. Савостьянов А.И. Природосообразность как проблема формирования духовного мира ребенка // Школа. — 2005. — № 2. — С. 4–6.

5. Савостьянов А.И. Психологические тренинги самооздоровления, самосозидания, самоорганизации, самоопределения. — М.: ПЕРО, 2016.

6. Савостьянов А.И. Психолого-педагогические проблемы агрессивности современных подростков // Методист. — 2010. — № 3. — С. 45–53.

В работе Никиты Николаевича Моисеева «Экология человечества глазами математика» мы находим следующие идеи: экологической направленности стрелы времени и понятия экологических проблем человечества глазами великого мыслителя и математика, иного видения картины мира, прогноза на будущее, — которые выдвинул тогда еще советский академик. Итак, как сбываются прогнозы этого великого ученого, его философские идеи, его прогностическое и проективное видение, которое связано с прогнозированием будущего? Насколько мыслитель, философ опережает свое время? Каковы потери от временного разрыва, неизбежно возникающие при претворении в жизнь идей, которые были высказаны и обоснованы задолго до их реализации? Ведь не секрет, что социальная и политическая реальность не современна. Она есть результат задержки. Может быть, поэтому крупные временные интервалы мы называем эпохами? Ведь эпоха и есть «задержка, остановка» (др.-греч. εποχή).

Восхождение к общечеловеческим ценностям — сегодняшняя политика и образ воспитания. Мы терпим настоящее бедствие в самых разных сферах нашей социально-экономической, культурной жизни из-за того, что многие и многие подростки, молодые и взрослые люди пожизненно застряли на лжеценностях, оборачивающихся приспособленчеством, догматизмом, стяжательством, карьеризмом, жестокостью, бесчестием, на какую бы ступень социальной лестницы они ни взобрались… И одна из фундаментальных проблем воспитания и образования — создание общечеловеческой шкалы ценностей [1]. Той гуманистической шкалы по содержанию, которая может и должна стать единственной и абсолютной, перед которой все и равны, и одинаковы (несмотря на неодинаковость, неповторимость каждого). Той шкалы ценностей, которая почти неудержимо восстанавливается из века в век, в каждой стране, после любых периодов жестокости и кровопролитий.

Добиться того, чтобы у каждого человека та общечеловеческая шкала стала мерилом и эталоном, трудно, но возможно. Готов ли наш цех — педагогическая теория и практика — к участию к такой работе? Необходимы осмысление и отбор имеющегося опыта, чтобы ответить на поставленный вопрос. Наши размышления в этом ряду.

Для Цитирования:
Савостьянов Александр Иванович, Панченко Ольга Григорьевна, Экология души молодого поколения — залог жизнедеятельности России в XXI веке. Ученый совет. 2018;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: