На рынке в последнее время наблюдается тенденция в позиционировании предприятий делать акцент на экологичности, а именно повышении «экологической ответственности», внедрении новых технологий очистки выбросов и сбросов, производстве так называемых экологичных продуктов и т. п.
Конечно, экологический аспект как конкурентное преимущество имеет немного меньший потенциал по сравнению с высоким качеством продукта и доступной ценой, но с течением времени он становится необходимым атрибутом продукта в частности и компании в целом в силу роста сознательности потребителей. Следует сказать, что во многих странах «экологичность» продукта закреплена законодательно.
По определению, экологический маркетинг — это маркетинг экологичных товаров и услуг. Этот вид маркетинга, на наш взгляд, направлен в первую очередь на удовлетворение потребности людей в безопасности.
Концепция экологического маркетинга является составной частью концепции социально-этического маркетинга, согласно которой основной задачей компании является изучение потребностей и интересов целевых групп и удовлетворение их более эффективными, чем у конкурента, способами при сохранении или укреплении благополучия потребителя и общества в целом. То есть концепция социально ответственного маркетинга требует учета в практике работы на рынке морально этических вопросов — «не навреди!» Производя щелочные батарейки, производитель должен предусмотреть их утилизацию, выпуская аэрозоли, необходимо предупредить потребителей о возможном вреде и также позаботиться об утилизации.
Рассмотрим основные направления реализации концепции маркетинга, которые могут осуществлять предприятия:
— «зеленый» (экологический) PR, призванный обеспечить открытость компании, создание ее положительного имиджа в глазах реальных и потенциальных потребителей, акционеров и инвесторов;
— разработка современных безотходных и безопасных технологий, в которых возможно применение менее вредных химических соединений, способов производства и т. д.;