По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Экологические проверки и регулирование надзорной деятельности

Позднякова П.В. ведущий юрист по защите прав природопользователей, адвокатское бюро Zharov Group, г. Москва

В статье рассмотрены основные изменения в сфере экологических проверок. Федеральный закон №248-ФЗ (далее — Закон №248-ФЗ), вступивший в силу 1 июля 2021 г., заменил Федеральный закон №294-ФЗ (далее — Закон №294-ФЗ). Новый Закон расширил субъектную сферу действия. Он регулирует проведение проверок как в отношении бизнеса, так и физических лиц. Увеличилось количество контрольных мероприятий, урегулированы формы взаимодействия контролирующих и подконтрольных органов.

В статье рассмотрены основные изменения в сфере экологических проверок. Федеральный закон №248-ФЗ1 (далее — Закон №248-ФЗ), вступивший в силу 1 июля 2021 г., заменил Федеральный закон №294-ФЗ2 (далее — Закон №294-ФЗ). Новый Закон расширил субъектную сферу действия. Он регулирует проведение проверок как в отношении бизнеса, так и физических лиц. Увеличилось количество контрольных мероприятий, урегулированы формы взаимодействия контролирующих и подконтрольных органов.

Система, включающая контроль (нивелирование рисков причинения вреда и ликвидацию уже причиненного вреда), содержит следующие этапы:

• профилактика нарушений обязательных требований;

• оценка соблюдения гражданами и организациями обязательных требований;

• выявление нарушений;

• принятие мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований;

• устранение последствий таких нарушений / восстановление положения, существовавшего до них.

Законом предусмотрены меры воздействия на природопользователей в связи с уже допущенными нарушениями и превенция нарушений обязательных требований.

Прежде Закон №294‑ФЗ регулировал только процессы, связанные с процедурой контроля: организацию и проведение проверок, права государственных органов, должностных лиц, природопользователей при осуществлении государственного надзора.

Контроль в настоящее время осуществляется еще до начала проверок. Контролируемых информируют об обязательных требованиях, способах их соблюдения, затем проводят специальные контролирующие мероприятия.

В целях обеспечения единообразия мер по контролю и надзору, защите охраняемых законом ценностей через обязательные требования государственные органы обобщают правоприменительную практику. Выявляются типичные правонарушения, вносятся рекомендации об изменении обязательных требований.

Ранее цепочка контроля-надзора выглядела так: «выявление нарушения — наказание». Сейчас — «создание условий — выявление нарушения — наказание — анализ причин нарушения — корректировка обязательных требований».

Для Цитирования:
Позднякова П.В., Экологические проверки и регулирование надзорной деятельности. Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: