По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 625

Экологическая безопасность железнодорожного транспорта: от теории к практике

Куликова Е.А. канд. пед. наук, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), Кафедра «Электроснабжение транспорта» 620034, Екатеринбург, ул. Колмогорова, д. 66, E-mail: kulikova.elena@mail.ru
Путякова А.Д. студентка, Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), Кафедра «Электроснабжение транспорта» 620034, Екатеринбург, ул. Колмогорова, д. 66, E-mail: aly-put@yandex.ru

В статье рассмотрена актуальная проблема экологической безопасности, раскрыта сущность экологических рисков, показана важность экологического образования для формирования экологической культуры каждого члена общества. Дана краткая характеристика железнодорожной отрасли с точки зрения негативного воздействия на окружающую среду, показаны примеры решения экологических проблем при помощи своевременной разработки нормативных документов и научно-технического обеспечения природоохранной деятельности как одного из приоритетных направлений развития науки, техники и технологий в холдинге. Обоснована необходимость формирования экологически ориентированного поведения персонала в системе внутрикорпоративного обучения, основой которого должны служить результаты анализа всех аспектов деятельности, определяющие возможные меры противодействия реализации экологических рисков, а следовательно, и повышения уровня экологической безопасности.

Литература:

1. Куликова Е.А. Риск-менеджмент: учеб. пособие. — Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2014.— 259 с.

2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа:: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_34823/ (дата обращения: 14.08.17).

3. Цыбульский Д.С. Современные экологические проблемы на железнодорожном транспорте [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.studfiles.ru/ preview/3535774/ (дата обращения: 16.08.17).

4. Куликова Е. А., Путякова А. Д. Технологическая карта — основа безопасной реализации технологического процесса // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте.— 2017.— № 3. — С. 13–21.

5. Сайт «Инновационный дайджест» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rzd-expo.ru/innovation/ (дата обращения: 16.08.17).

6. Экологическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rzd-expo.ru/ innovation/regulatory_documents/07_293r.pdf (дата обращения: 15.08.17).

С каждым годом экологические проблемы и риски становятся все более актуальными не только для общества в целом, но и для отдельных организаций. Особенно много внимания этим вопросам уделяется в 2017 г., объявленном в России годом экологии.

Сущность экологического риска можно определить по крайней мере шестью важными составляющими:

1) факт выброса в окружающую среду загрязняющих веществ или незапланированного истощения природных ресурсов;

2) объем поступившего вредного вещества;

3) вид загрязнителя;

4) продолжительность загрязняющего воздействия;

5) время года;

6) степень экологической опасности данного химического или физического элемента.

Обобщив вышеприведенные характеристики, можно определить экологический риск как потенциально существующую возможность нанесения ущерба окружающей среде посредством аварийного выброса загрязняющих веществ или незапланированного патологического истощения природных ресурсов [1].

Загрязняющие вещества, количество и (или) концентрация которых превышают установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду и приводят к ее загрязнению. Под загрязнением окружающей среды понимают поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду [2].

И аварийный выброс загрязняющих веществ, и незапланированное истощение природных ресурсов определяют термином «экологическая катастрофа».

Ученые давно предупреждают, что человечество находится на грани экологической катастрофы: повышается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха; быстро снижается биологическое разнообразие природы: гибнут экосистемы лесов; многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения; из-за загрязнения токсичными веществами атмосферы, воды, продуктов питания сокращается продолжительность жизни человека.

Сущность управления экологическими рисками состоит, с одной стороны, в профилактике возникновения экологических катастроф, с другой — в минимизации их негативных последствий.

Для Цитирования:
Куликова Е.А., Путякова А.Д., Экологическая безопасность железнодорожного транспорта: от теории к практике. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2017;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: