По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: (091) DOI:10.33920/nik-01-2104-02

Εἰκὼςλόγος, или Рациональная мотивация в платоновской философии

Базалук Олег Александрович Гуандунский университет нефтехимических технологий 139, Guandu 2nd Rd, Maonan, Maoming, Guangdong, China, E-mail: denis_bazaluk@ukr.net, ORCID: 0000-0002-1623-419X

Платон противопоставлял εἰκὼςμῦθος и εἰκὼςλόγος, тем самым утверждая логос как наивысший тип счета, в котором открывались строгая рациональность и умопостигаемость космоса. Платон использовал логос для утверждения нового способа жизни в соответствии с умопостижением калос космоса и его образов (εἰκών), созданных Теоном. Поэтому для Платона диалог в качестве упражнения был важнее получаемых результатов, а для Аристотеля обсуждение проблем имело бóльшую образовательную ценность, нежели их решение. Платон и Аристотель воспринимали логос в смыслах диалога как искусства жить по наивысшему счету. Они рассматривали логос как возможность перехода, а точнее, самопреобразования к высшему порядку, в котором открывалась идея агатос. Автор аргументирует выдвинутый тезис, обращаясь к оригинальным текстам Платона.

Литература:

1. Адо П. Что такое античная философия? / Пер. с фр. В.П. Гайдамака. — М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1999.

2. Адо П. Философия как способ жить: Беседы с Жанни Карлие и Арнольдом И. Дэвидсоном / Пер. с фр. В.А. Воробьева. — М.; СПб.: Степной ветер, 2005.

3. Адо П. Духовные упражнения и античная философия / Пер. с фр. при участии В.Л. Воробьева. — М.; СПб.: Степной ветер, 2005.

4. Трубецкой С. Учение о Логосе в его истории (философско-историческое исследование). — М.: Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1906.

5. Bazaluk O., Balinchenko Sv. The Ethics Laws as a Basis for Building a Cosmic Civilization. The Sofia Republic // Philosophy and Cosmology. — Volume 24. — 2020. — Р. 131–139 [Электронный ресурс]. — URL: https://doi.org/10.29202/phil-cosm/24/13 (дата обращения: 01.11.2020).

6. Diogenes Laertius. Lives of Eminent Philosophers. Edited by Robert Hicks. 1972 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus%3Atex t%3A1999.01.0258%3Abook%3D3%3Achapter%3D1 (дата обращения: 01.11.2020).

7. Feliciano J.P. The Agathos Daimon in Greco-Egyptian religion // The Hermetic Tablet: The Journal of Ritual Magic. — 2016 [Электронный ресурс]. — URL: file:///C:/Users/Oleg/ Desktop/The_Agathos_Daimon_in_Greco-Egyptian_rel.pdf (дата обращения: 01.11.2020).

8. Jaeger W. Paideia: The Ideals of Greek Culture: Volume II: In Search of the Divine Centre. Basil Blackwell. — Oxford, 1947 [Электронный ресурс]. — URL: https://archive.org/ stream/werner-jaeger-paideia-the-ideals-of-greek-culture-vol2#page/n1/mode/2up (дата обращения: 01.11.2020).

9. Hoenig C. Εἰκὼςλόγος: Plato in Translation(s) // Methodos. — 2013. — 13. — https:// doi.org/10.4000/methodos.2994.

10. Kharkovshchenko Yevhen. The Conceptualization of Σοφία in Ancient Greek Philosophy: from Earthly to Cosmological // Philosophy and Cosmology. — 2019. — Volume 23. — Р. 139–146. — https://doi.org/10.29202/phil-cosm/23/13 (дата обращения: 01.11.2020).

11. Pascal Bl. Pensées, 553 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.leaderu.com/ cyber/books/pensees/pensees-SECTION-7.html (дата обращения: 01.11.2020).

12. Plato. Alcibiades 1, 2020 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.perseus.tufts. edu/hopper/searchresults?q=Alcibiades (дата обращения: 01.11.2020).

13. Plato. Apology, 2020 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.perseus.tufts.edu/ hopper/searchresults?q=Apology (дата обращения: 01.11.2020).

14. Plato. Parmenides, 2020 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.perseus.tufts. edu/hopper/searchresults?q=Parmenides (дата обращения: 01.11.2020).

15. Plato. Phaedo, 2020 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.perseus.tufts.edu/ hopper/searchresults?q=Phaedo (дата обращения: 01.11.2020).

16. Plato. Phaedrus, 2020 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.perseus.tufts.edu/ hopper/searchresults?q=Phaedrus (дата обращения: 01.11.2020).

17. Plato. Protagoras, 2020 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.perseus.tufts. edu/hopper/searchresults?q=Protagoras (дата обращения: 01.11.2020).

18. Plato. Republic, 2020 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.perseus.tufts.edu/ hopper/searchresults?q=Republic (дата обращения: 01.11.2020).

19. Plato. Symposium, 2020 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.perseus.tufts. edu/hopper/searchresults?q=Symposium (дата обращения: 01.11.2020).

20. Plato. Timaeus, 2020 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.perseus.tufts.edu/ hopper/searchresults?q=Timaeus (дата обращения: 01.11.2020).

21. Plotinus. The Six Enneads. Translated by Stephen MacKenna and B.S. Page. Chicago: Encyclopaedia Britannica, 1952 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.sacred-texts. com/cla/plotenn/index.htm (дата обращения: 01.11.2020).

1. Ado P. Chto takoye antichnaya filosofiya? Perevod s frantsuzskogo V.P. Gaydamaka. — Moskva: Izdatel'stvo gumanitarnoy literatury, 1999.

2. Ado P. Filosofiya kak sposob zhit': Besedy s Zhanni Karliye i Arnol'dom I. Devidsonom / Per. s frants. V.A. Vorob'yeva. — Moskva; Sankt-Peterburg: Stepnoy Veter, 2005.

3. Ado P. Dukhovnyye uprazhneniya i antichnaya filosofiya / Per. s frants. pri uchastii V.L. Vorob'yeva. — Moskva; Sankt-Peterburg: Stepnoy Veter, 2005.

4. Trubetskoy S. Ucheniye o Logose v yego istorii (filosofsko-istoricheskoye issledovaniye). — Moskva: Tipografiya G. Lissnera i D. Sobko, 1906.

5. Bazaluk O., Balinchenko Sv. The Ethics Laws as a Basis for Building a Cosmic Civilization. The Sofia Republic // Philosophy and Cosmology. — Volume 24. — 2020. — R. 131–139. https://doi.org/10.29202/phil-cosm/24/13 (Data obrashcheniya 01.11.2020).

6. Diogenes Laertius. Lives of Eminent Philosophers. Edited by Robert Hicks. 1972. [Elektronnyy resurs.] URL: http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus%3Atex t%3A1999.01.0258%3Abook%3D3%3Achapter%3D1 (Data obrashcheniya 01.11.2020).

7. Feliciano J.P. The Agathos Daimon in Greco-Egyptian religion // The Hermetic Tablet: The Journal of Ritual Magic. — 2016. [Elektronnyy resurs.] URL: file:///C:/Users/Oleg/Desktop/ The_Agathos_Daimon_in_Greco-Egyptian_rel.pdf (Data obrashcheniya 01.11.2020).

8. Jaeger W. Paideia: The Ideals of Greek Culture: Volume II: In Search of the Divine Centre. Basil Blackwell. — Oxford, 1947. [Elektronnyy resurs.] URL: https://archive.org/stream/wernerjaeger-paideia-the-ideals-of-greek-culture-vol2#page/n1/mode/2up (Data obrashcheniya 01.11.2020).

9. Hoenig Christina. Eikṑs̱lógos: Plato in Translation(s) // Methodos. — 13. — 2013. https:// doi.org/10.4000/methodos.2994.

10. Kharkovshchenko Yevhen. The Conceptualization of Sophía in Ancient Greek Philosophy: from Earthly to Cosmological // Philosophy and Cosmology. — 2019. — Volume 23. — R. 139–

146. https://doi.org/10.29202/phil-cosm/23/13 (Data obrashcheniya 01.11.2020).

11. Pascal Bl. Pensées, 553. [Elektronnyy resurs.] URL: http://www.leaderu.com/cyber/ books/pensees/pensees-SECTION-7.html (Data obrashcheniya 01.11.2020).

12. Plato. Alcibiades 1, 2020. [Elektronnyy resurs.] URL: http://www.perseus.tufts.edu/ hopper/searchresults?q=Alcibiades (Data obrashcheniya 01.11.2020).

13. Plato. Apology, 2020. [Elektronnyy resurs.] URL: http://www.perseus.tufts.edu/hopper/ searchresults?q=Apology (Data obrashcheniya 01.11.2020).

14. Plato. Parmenides, 2020. [Elektronnyy resurs.] URL: http://www.perseus.tufts.edu/ hopper/searchresults?q=Parmenides (Data obrashcheniya 01.11.2020).

15. Plato. Phaedo, 2020. [Elektronnyy resurs.] URL: http://www.perseus.tufts.edu/hopper/ searchresults?q=Phaedo (Data obrashcheniya 01.11.2020).

16. Plato. Phaedrus, 2020. [Elektronnyy resurs.] URL: http://www.perseus.tufts.edu/ hopper/searchresults?q=Phaedrus (Data obrashcheniya 01.11.2020).

17. Plato. Protagoras, 2020. [Elektronnyy resurs.] URL: http://www.perseus.tufts.edu/ hopper/searchresults?q=Protagoras (Data obrashcheniya 01.11.2020).

18. Plato. Republic, 2020. [Elektronnyy resurs.] URL: http://www.perseus.tufts.edu/hopper/ searchresults?q=Republic (Data obrashcheniya 01.11.2020).

19. Plato. Symposium, 2020. [Elektronnyy resurs.] URL: http://www.perseus.tufts.edu/ hopper/searchresults?q=Symposium (Data obrashcheniya 01.11.2020).

20. Plato. Timaeus, 2020. [Elektronnyy resurs.] URL: http://www.perseus.tufts.edu/hopper/ searchresults?q=Timaeus (Data obrashcheniya 01.11.2020).

21. Plotinus. The Six Enneads. Translated by Stephen MacKenna and B.S. Page. Chicago: Encyclopaedia Britannica, 1952. [Elektronnyy resurs.] URL: http://www.sacred-texts.com/cla/ plotenn/index.htm (Data obrashcheniya 01.11.2020).

Статья поступила 08.11.2020

Логос наравне с софией являлся одним из ключевых терминов в культуре Древней Греции. Согласно Гераклиту, «логос — это разумная связь мирового целого, его объективный закон, внутренняя мысль и смысл мирового процесса» [4, с. 225]. Логосу придавали важное значение как софисты, так и философы. Однако софисты рассматривали логос как развитие внешней речи: технической и блестящей. Софисты обучали мастерству вести диалоги: диалектические, формальные, логические и др. Они рассматривали логос абстрактно и формализовано, прежде всего как искусство речи. Даже распознавая в логосе «философскую речь», софисты не отождествляли ее с философами. Философы в Древней Греции были атопосами. У Платона космос возник (γίγνομαι, gígnomai)1 благодаря демиургу (δεδημιούργητα). Космос открывался психее в логосе и фронезисе (качества софии, использованные в практике)2. Поэтому Платон использовал термин «логос» не в смыслах «внешняя речь», как это делали софисты. Платон противопоставлял εἰκὼςμῦθος и εἰκὼςλόγος [20, 29b−d], тем самым утверждая логос как наивысший тип счета, в котором открывались строгая рациональность и умопостигаемость космоса [9]. Платон использовал логос для утверждения нового способа жизни в соответствии с умопостижением калос космоса и его подобий (εἰκών), созданных Теоном. Поэтому для Платона диалог в качестве упражнения был важнее получаемых результатов, а для Аристотеля обсуждение проблем имело бóльшую образовательную ценность, нежели их решение [1]. Платон и Аристотель воспринимали логос в смыслах диалога как искусства жить по наивысшему счету. Они рассматривали логос как возможность перехода, а точнее, самопреобразования к высшему порядку, в котором открывалась идея агатос.

Философская школа сформировалась и развивалась главным образом в Афинах. Так продолжалось вплоть до конца эпохи эллинизма. Образование основывалось на живом слове, авторитет и значимость которого подкреплял способ жизни схоларха. Сократ открывал людям глаза на их незнание словами и речью, наполненной иронией, сарказмом и притворством. Сократовский способ жизни придавал значимость и авторитет его словам. Как выразился Алкивиад, известный афинский политик и полководец, «это единственный человек, пред которым я испытываю то, что, по общему мнению, вовсе мне несвойственно, — стыдиться кого бы то ни было. Я только одного Сократа стыжусь»3.

Для Цитирования:
Базалук Олег Александрович, Εἰκὼςλόγος, или Рациональная мотивация в платоновской философии. Вопросы культурологии. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: