По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 377.112:349.222.2

Эффективный контракт с мастером производственного обучения

Воронина Алла Аркадьевна канд. юрид. наук, доцент, заведующая кафедрой права, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург

В статье рассматриваются особенности заключения эффективного контракта (трудового договора) с мастером производственного обучения в контексте решения государственных задач по обеспечению российской экономики квалифицированными рабочими кадрами. Проводится анализ практики заключения эффективных контрактов с мастерами производственного обучения в системе среднего профессионального образования с выделением используемых показателей его деятельности (успеваемость обучающихся, состояние дисциплины, качество учебных занятий, взаимодействие с родителями обучающихся и др.). Обозначены проблемы, с которыми сталкиваются образовательные организации при введении эффективных контрактов.

Литература:

1. Кислов А.Г. СПО-ВПО: обновление парадигмы. Профессиональное образование. Столица. – 2014. – № 10. – С. 31–34.

2. Доклад директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Н.М. Золотаревой на VII Съезде Союза директоров средних специальных учебных заведений России «Об основных направлениях государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена», 24 апреля 2013 г. // сайт Министерства образования и науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/% D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%8 1-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1 %80/3361.

3. Гитман Е.К, Торбеева А.П. Повышение профессионально-педагогической компетентности мастера производственного обучения как социально-педагогическая проблема. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – № 10 (18). – С. 27.

4. Жуков Г.Н. Мастер производственного обучения: компетентностная модель // Профессиональное образование. Столица. – 2013. – № 5. – С. 14–17.

5. Мельник М.В., Ямпольский В.М. Анализ системы подготовки будущих педагогов-инженеров по специальности «Мастер производственного обучения для сварочного производства» // Заготовительные производства в машиностроении. – 2014. – № 5. – С. 39–41.

6. Гриненко С.В., Масыч М.А., Шевченко И.К. Эффективный контракт в системе воспроизводства научно-педагогических кадров // Университетское управление: практика и анализ. – 2013. – № 5.

7. Костырин И.Н. Возможности эффективного контракта в академической деятельности преподавателей вузов // Актуальные вопросы современной науки. – 2012. – № 23.

8. Миляева Л.Г. Совершенствование системы оплаты труда преподавателей вузов, базирующееся на внедрении эффективного контракта // Гуманизация образования. – 2014. – № 4.

9. Филющенко Л.И., Шаблова Е.Г. Правовые аспекты эффективного контракта в высшей школе. // Университетское управление: практика и анализ. – 2013. – № 5.

10. Васильева О.Г. Эффективный контракт для высшей школы // Совет ректоров. – 2013. – № 5. – С. 20–24.

11. Шафранова О.Е. Эффективный контракт – эффективный преподаватель? Сборник материалов Международной научн.-прак. конференции «Образовательная среда вуза: ресурсы, технологии». Амурский государственный университет. Благовещенск. – 2015. – С. 141–145.

12. Акатьев А.А. Эффективный контракт как механизм стимулирования педагогических работников к повышению эффективности профессиональной деятельности. Сборник материалов VIII Всероссийской научн.-практ.конференции в области художественного образования детей «АртЕкатеринбург» (с международным участием). – Екатеринбург, 2015. – С. 62–66.

Одной из актуальных проблем развития российской экономики на современном этапе является обеспечение ее рабочими кадрами. Решение данной проблемы сегодня возложено на среднее профессиональное образование, поскольку Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – закон об образовании) внес существенные изменения в структуру системы профессионального образования (СПО), включив в систему среднего профессионального образования ранее существовавшее начальное профессиональное образование, готовившее рабочие кадры. Но система СПО оказалась не готова к массовой подготовке рабочих кадров, т.к. многие годы ориентировалась на подготовку специалистов среднего звена. Противоречия в системе профессионального образования обозначил и обосновал необходимость изменений в ответ на современные вызовы и неизбежности обновления парадигмы обозначил А.Г. Кислов [1, с. 31–34].

В процессе подготовки рабочих кадров ключевой фигурой является мастер производственного обучения. В настоящее время по данным Министерства образования и науки РФ их общая численность составляет порядка 40 тыс. [2, с. 2.] Но имеются основания полагать, что есть тенденция снижения их численности по многим причинам, в том числе и связанным с условиями труда, включая размер заработной платы.

Современные вызовы требуют переосмысления значения и роли мастера производственного обучения в воспроизводстве рабочих кадров, определения вектора развития рассматриваемой категории работников.

Следует отметить, что процесс подготовки мастеров производственного обучения и условия их труда в значительной части опираются на советскую модель, рассчитанную на плановую экономику. В современных условиях требуется иной подход, включающий обеспечение профессиональной мобильности, гибкость в организации труда и формировании компетенций, способность работать под заказ и в условиях сетевого взаимодействия с промышленными предприятиями, что обеспечит перенос процесса обучения в сферу производства и снизит затратность на процесс подготовки.

Для Цитирования:
Воронина Алла Аркадьевна, Эффективный контракт с мастером производственного обучения. Вопросы трудового права. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: