Мы с вами уже достаточно долго живем в условиях новой реальности, обусловленной пандемией коронавирусной инфекции и связанной с ней системой ограничений. Психологическая адаптация к этой нестандартной ситуации у большинства людей уже завершена, по крайней мере прошло шоковое состояние.
Однако если говорить об экономике и бизнесе, то здесь негативная динамика только набирает обороты. Некоторые отрасли, особенно сфера гостеприимства и общественного питания, уже в «полный рост» столкнулись с кризисом, как его не называй. Многие такие предприятия уже не откроются. Есть и ряд отраслей, которые только выиграли, например, производители средств гигиены и индивидуальной защиты. Но для большинства предприятий еще ничего не ясно, при этом ожидания достаточно тревожные. Макроэкономическая ситуация вызывает опасения, а эксперты прогнозируют серьезное падение ВВП, которое ударит по многим. Наступает время, когда продажи будут иметь особое значение для стабилизации, а иногда и выживания бизнеса. Этим вопросам и посвящена тема текущего номера.
Тематические статьи делают на продажах в условиях кризиса особый акцент, хотя «карантинная» проблематика прослеживается так или иначе во всех материалах наших авторов. В кризис особенно важное значение приобретают прямые контакты с клиентами и умение выстраивать долгосрочные доверительные отношения с ними. Об этом и не только — первая статья текущего номера. Знание психологии покупателя, умение правильно артикулировать его потребности может позволить быть успешным даже в ситуации массового стресса, что подробно рассмотрено в статье И.В. Пылаева, где приведены три стратегии «карантинных» продаж.
Третья и четвертая статьи в рамках темы номера содержат полезную информацию об организации работы в электронных каналах продаж. Нагрузка на маркетологов в кризисных ситуациях существенно возрастает, а бюджеты сокращаются. Чтобы эффективно отработать поставленные задачи, потребуются профессионализм и умение быстро реагировать на изменения во внешней среде. Объективно наблюдается тенденция перехода значительной части мирового рынка в онлайн, что повышает значимость инструментов работы с продажами и рекламой в Интернет.