Землепользователям, в соответствии с Законодательством Российской Федерации, предоставляются широкие права для самостоятельного хозяйствования на земле. Их деятельность не должна наносить ущерб окружающей среде, нарушать права и законные интересы иных лиц [1].
Одной из основных функций государственного управления земельными ресурсами страны является Государственный надзор за соблюдением земельного законодательства на территории Российской Федерации. Управление земельными ресурсами осуществляется в виде регулирования земельных отношений посредством издания правовых норм и обеспечения соблюдения требований земельного законодательства путем осуществления постоянного контроля за рациональным использованием и охраной земель, принятия необходимых мер к нарушителям земельного законодательства, в отношении всех видов и категорий земельных участков как объектов гражданских прав.
Основными принципами осуществления государственного земельного надзора преимущественно являются: законность, меры предупреждения правонарушений в сфере земельноимущественных отношений и неотвратимость наказания за совершенные нарушения земельного законодательства, восстановление нарушенных прав собственников земли и землепользователей.
Государственный земельный надзор осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с утверждёнными планами, и внеплановых проверок.
Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений требований земельного законодательства, за неисполнение которых предусмотрена ответственность.
Новый порядок организации и проведения проверок при осуществлении государственного земельного надзора вступил в силу с 01.01.2015 [2].
В статье 71 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) установлено, что при осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных ЗК РФ [3].