По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Эффективность устройств активной безопасности транспортных средств

В. А. Грушников канд. техн. наук, ст. науч. сотр., ВИНИТИ РАН E-mail: v.grushnikov@mail.ru

Эффективность устройств защиты пользователей колесных транспортных средств становится все более актуальной в условиях постоянного роста интенсивности и плотности транспортных потоков и определяется не только совершенством самих устройств активной безопасности, но и адаптивностью их использования.

Литература:

1. Zhan C., Wu W. A new Carfollowing Model Considering Drivers Characteristics and Traffic Jerk // Nonlinear Dyn. — 2018. — Т. 93. — № 4.— С. 2185–2199 [Электронный ресурс].

2. Née M., Contrand B., Orriols L., Gil-Jardiné C., Galéra C., Lagarde E. Road safety and distraction, results from a responsibility case-control study among a sample of road users interviewed at the emergency room // Accid. Anal. and Prev. — 2019. — Т. 122. — С. 19–24 [Электронный ресурс].

3. Thomas T., Mondschein A., Osman T., Taylor B. D. Not so Fast? Examining Neighborhood-Level Effects of Traffic Congestion on Job Access // Transh. Res. A. — 2018. — Т. 113. — C.529–541 [Электронный ресурс].

4. Zhao Z., Koutsopoulos H. M., ZhaoJ. Detecting Pattern Changes in Individual Travel Be-havior: A Bayesian Approach// Transp. Res. B. — 2018. — Т. 112. — C.73–88 [Электронный ресурс].

5. Jain B., Brar G., Malhotra J., Rani S., Achmed S. H. A Cross Cayer Protocol for Traffic Management in Social Internet of Vehicles // Futuro Generat. Syst. — 2018. — № 82. — C. 707–714 [Электронный ресурс].

6. Winkler S., Kazazi J., Vollrath M. Practice Makes Better — Learning Effects of Driving With a Multi-Stage Collision // Accid. Anal. and Prev. — 2018. — Т. 117.— C. 398–409 [Электронный ресурс].

7. Rahman M. S., Abdel-Aty M. Longitudinal Safety Evaluation of Connected Vehicles Pla-tooning on Expressways // Accid. Anal. and Prev. — 2018. — Т. 117. — C. 381–391 [Электронный ресурс].

8. Flannagan C. A. C., Bálint A., Klinick K. D., Sander U., Manary M. A., CunyS., McCarthy M., Phan V., WallbankC., Green P. E., Sui B., Forsman A., FagerlindH. Comparing Motor-Vehicle Crash Risk of EU and US Vehicles // Accid. Anal. and Prev. — 2018. — Т. 117. — C. 392–397 [Электронный ресурс].

9. Wu Y., Wang L. Assessment of the Safety Benefits of Vehicles Advanced Driver Assis-tance Connectivity and Low Level Automation Systems // Accid. Anal. and Prev. — 2018. — Т. 117. — C. 55–64 [Электронный ресурс].

10. Padilla J.-L., Doncel P., GugliottaA., Castro C. Which Drivers Are at Risk? Factors That Determine the of Profile of the Reoffender Driver // Accid. Anal. and Prev. — 2018. — Т. 119. — C. 237–247 [Электронный ресурс].

11. Yan X., Zhang X., Xue Q. How Does Intersection Fild of View Influence Driving Safety in on Emergent // Accid. Anal. and Prev. — 2018. — Т. 119. — C.162–175 [Электронный ресурс].

12. Yu B., Chen Y., Bao S., Xu D. Quantifying Drivers Visual Perception to Analyze Acudent-Prone Locations on Two-Lane Monntain Highways // Accid. Anal. and Prev. — 2018. — Т. 119. — C.122–130 [Электронный ресурс].

13. Lin P.-S., Ozkul S., Guo R., ChenC. Assessment of countermeasure effectiveness and informativeness in mitigating wrong-way entries onto limited-access facilities // Accid. Anal. and Prev. — 2018. — Т. 116. — C. 79–93 [Электронный ресурс].

14. Ciochino J. B. Effects of lane departure warning on police-reported crash rates // J. Safety Res. — 2018. — Т. 66. — C. 61–70 [Электронный ресурс].

Наиболее эффективными эти защитные мероприятия становятся при адекватном представлении характеристик транспортного процесса. Так, например, по результатам комплексного исследования китайских специалистов по безопасности дорожного движения разработана [1] уточненная модель прогнозирования скоростных режимов движения колесных транспортных средств (КТС), управляемого водителем с агрессивной манерой вождения и оптимальным электронным ассистентом ограничения скорости. В особенности — функционирующим по усовершенствованному алгоритму отслеживания физиологических параметров состояния водителя в критических ситуациях, предотвращающему резкие разгоны, замедления и опасные маневры смены полосы движения по автомагистралям задействованием системы адаптивного превентивного автоматического торможения.

В ее основе для сохранения устойчивости параметров транспортных потоков (ТП) лежит метод редуктивного возмущения, реализуемый модифицированным уравнением Кортевега — де Фриза вблизи критической точки для описания эволюционных свойств волн плотности движения посредством нелинейного анализа. Результаты его экспериментальной апробации продемонстрировали усиление степени контроля действий агрессивных водителей автомобилей, способствующее повышению устойчивости ТП при их разных интенсивностях и плотностях.

Ну а влияние на безопасность дорожного движения и отвлечение внимания водителя автомобиля уже не является новинкой, но продолжает привлекать к себе внимание исследователей проблемы безопасности дорожного движения. Так, например, французскими специалистами по безопасности дорожного движения наряду с другими причинами столкновений в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) в качестве основной по результатам аналитических исследований и виртуальных компьютерных экспериментов признано [2] отвлечение внимания водителя КТС от дорожной ситуации на решение второстепенных задач. Оно связано со снятием рук с рулевого колеса и рычага переключения передач (отвлечение внимания и контроля), отводом глаз от окружающей обстановки (отвлечение зрения) и/или сосредоточенности на выполнении функций управления (отвлечение общего мозгового внимания) от основной задачи. Невнимательность, возникающая изза внешних отвлекающих факторов, получила гораздо меньше внимания, чем последствия использования мобильного телефона. В данном целенаправленном исследовании с участием 1912 водителей, ранее пострадавших в ДТП, предварительно проранжированы риски этих отвлечений, по потенциалу опасности ранжирования с 95%-ной доверительной вероятностью сгруппированные в четыре категории: визуальное отвлечение, ручное отвлечение, слуховое отвлечение и словесное взаимодействие.

Для Цитирования:
В. А. Грушников, Эффективность устройств активной безопасности транспортных средств. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: