По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.64 DOI:10.33920/nik-02-2404-01

Эффективность управления организацией в контексте философии цифровой трансформации

Дадалко Василий Александрович доктор экономических наук, профессор, действительный член (академик) Академии военных наук Российской Федерации, профессор Высшей школы управления Российского университета дружбы народов, 117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Эл. адрес: antikrizis1@bk.ru, Оrcid.org/ 0000-0001-5436-3286
Сунь Лэ аспирант Высшей школы управления Российского университета дружбы народов, 117198, Российская Федерация, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Эл. адрес: sunlele.yl@gmail.com, ORCID iD: 0009-0002-8163-586X
Дадалко Светлана Викторовна кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и менеджмента, Международный университет «МИТСО», г. Минск, Беларусь, 220099, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Казинца, д. 21, к. 3, Эл. адрес: svetarozedad@gmail.com, Оrcid.org/0000-0001-9606-118X

Оценка эффективности управления организацией является одной из важнейших экономических задач. Особую актуальность она приобретает на современном этапе развития экономики, осложненным жесткой конкуренцией, неопределенностью внешнего окружения, дефицитом сырьевых ресурсов, глобализацией бизнеса и современными вызовами. Для российских и белорусских компаний, оказавшихся в условиях санкций, определить наиболее слабые и сильные стороны, сформировать правильные подходы к повышению эффективности за счет устранения барьеров в выделенных направлениях деятельности помогает цифровая трансформация. Исследования показывают, что сегодня необходимы новые бизнес-модели эффективного управления организацией, чтобы производители могли формировать свой потенциал и ценность для потребителей в формате их ожиданий.

Литература:

1. Боровков А.И., Гамзикова А.А., Кукушкин К.В., Рябов Ю.А. Цифровые двойники в высокотехнологичной промышленности. Краткий доклад (сентябрь 2019 года). — СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. — 62 с.

2. Давий А.О., Паклина С.Н., Прокофьева А.С. Digital manufacturing: new challenges for marketing and business models // Российский журнал менеджмента. — 2017. — № 4. — С. 537–552.

3. Berman S. J. Digital transformation: opportunities to create new business models. Strategy & Leadership. — 2012. — № 40(2). — Р. 16–24. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1108/10878571211209314 (дата обращения: 09.12.2023).

4. Bloomberg, J. Digitization, digitalization, and digital transformation: confuse them at your peril. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/sites/ jasonbloomberg/2018/04/29/digitization-digitalization-and-digital-transformationconfusethem-at-your-peril/#2dd1ce842f2c (дата обращения: 09.12.2023).

5. Bradley J., Loucks J., Macaulay J., Noronha A., & Wade M. Digital Vortex: How Digital Disruption Is Redefining Industries. 2015. Cisco. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.cisco.com/c/ dam/en/us/solutions/collateral/industry-solutions/digital-vortexreport.pdf (дата обращения: 09.12.2023).

6. Hausberg J., Liere-Netheler K., Packmohr S., Pakura S., & Vogelsang K. Digital transformation in business research: a systematic literature review and analysis. 2018. In DRUID18. Copenhagen Business School, Copenhagen, Denmark.

7. Hirsch-Kreinsen H., P. Ittermann, and J. Niehaus. Digitalisierung industrieller Arbeit: Die Version Industrie 4.0 und ihre sozialen Herausforderungen. 1. 2015. Auflage. BadenBaden: Nomos Verlagsgesellschaf

8. Kavadias S., Ladas K., & Loch C. The transformative business model. 2016. Harvard Business Review, 1. [Электронный ресурс]. URL: https://search.proquest.com/ docview/ 1827622937?accountid=15518 (дата обращения: 09.12.2023).

9. Korovin G.B. Problems of industrial digitalisation in Russia // Journal of new economy. — 2018. — № 3. — Р. 100–110.

10. Matt C., Hess T., & Benlian A. Digital transformation strategies. 2015. Business and Information Systems Engineering. — № 57(5). — Р. 339–343. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1007/s12599-015-0401-5 (дата обращения: 09.12.2023).

11. McKinsey Global Institute. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey. com/mgi/overview (дата обращения: 09.12.2023).

12. Morakanyane R., Grace A. A., & O’Reilly P. Conceptualizing digital transformation in business organizations: a systematic review of literature. In 30th Bled conference: digital transformation – from connecting things to transforming our lives. 2017. Maribor: Maribor Press. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.18690/978961-286-043-1.30 (дата обращения: 09.12.2023).

13. New digital business models in the automotive industry. [Электронный ресурс]. URL:https://www2.deloitte.com/de/de/pages/consumer-industrial-products/articles/ new-digital-business-models-automotive-industry.html (дата обращения: 09.12.2023).

14. Software-Driven Business Models: The Future Of The Automotive Industry. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/sites/forbesbusinesscoun cil/2022/03/01/software-driven-business-models-the-future-of-the-automotiveindustry/?sh=f7e556b61550 (дата обращения: 09.12.2023).

1. Borovkov A.I., Gamzikova A.A., Kukushkin K.V., Ryabov YU.A. Tsifrovyye dvoyniki v vysokotekhnologichnoy promyshlennosti. Kratkiy doklad (sentyabr' 2019 goda). — SPb.: POLITEKH-PRESS, 2019. — 62 s.

2. Daviy A.O., Paklina S.N., Prokof'yeva A.S. Digital manufacturing: new challenges for marketing and business models // Rossiyskiy zhurnal menedzhmenta. — 2017. — № 4. — S. 537–552.

3. Berman S. J. Digital transformation: opportunities to create new business models. Strategy & Leadership. — 2012. — № 40(2). — R. 16–24. [Elektronnyy resurs]. URL: https://doi.org/10.1108/10878571211209314 (data obrashcheniya: 09.12.2023).

4. Bloomberg, J. Digitization, digitalization, and digital transformation: confuse them at your peril. 2018. [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.forbes.com/sites/ jasonbloomberg/2018/04/29/digitization-digitalization-and-digital-transformationconfusethem-at-your-peril/#2dd1ce842f2c (data obrashcheniya: 09.12.2023).

5. Bradley J., Loucks J., Macaulay J., Noronha A., & Wade M. Digital Vortex: How Digital Disruption Is Redefining Industries. 2015. Cisco. [Elektronnyy resurs]. URL: https://www. cisco.com/c/ dam/en/us/solutions/collateral/industry-solutions/digital-vortex-report. pdf (data obrashcheniya: 09.12.2023).

6. Hausberg J., Liere-Netheler K., Packmohr S., Pakura S., & Vogelsang K. Digital transformation in business research: a systematic literature review and analysis. 2018. In DRUID18. Copenhagen Business School, Copenhagen, Denmark.

7. Hirsch-Kreinsen H., P. Ittermann, and J. Niehaus. Digitalisierung industrieller Arbeit: Die Version Industrie 4.0 und ihre sozialen Herausforderungen. 1. 2015. Auflage. BadenBaden: Nomos Verlagsgesellschaf

8. Kavadias S., Ladas K., & Loch C. The transformative business model. 2016. Harvard Business Review, 1. [Elektronnyy resurs]. URL: https://search.proquest.com/docview/ 1827622937?accountid=15518 (data obrashcheniya: 09.12.2023).

9. Korovin G.B. Problems of industrial digitalisation in Russia // Journal of new economy. — 2018. — № 3. — R. 100–110.

10. Matt C., Hess T., & Benlian A. Digital transformation strategies. 2015. Business and Information Systems Engineering. — № 57(5). — R. 339–343. [Elektronnyy resurs]. URL: https://doi.org/10.1007/s12599-015-0401-5 (data obrashcheniya: 09.12.2023).

11. McKinsey Global Institute. [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.mckinsey. com/mgi/overview (data obrashcheniya: 09.12.2023).

12. Morakanyane R., Grace A. A., & O’Reilly P. Conceptualizing digital transformation in business organizations: a systematic review of literature. In 30th Bled conference: digital transformation — from connecting things to transforming our lives. 2017. Maribor: Maribor Press. [Elektronnyy resurs]. URL: https://doi.org/10.18690/978-961286-043-1.30 (data obrashcheniya: 09.12.2023).

13. New digital business models in the automotive industry. [Elektronnyy resurs]. URL:https://www2.deloitte.com/de/de/pages/consumer-industrial-products/articles/ new-digital-business-models-automotive-industry.html (data obrashcheniya: 09.12.2023).

14. Software-Driven Business Models: The Future Of The Automotive Industry. [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.forbes.com/sites/forbesbusinesscounc il/2022/03/01/software-driven-business-models-the-future-of-the-automotiveindustry/?sh=f7e556b61550 (data obrashcheniya: 09.12.2023).

Суть управления как в макро-, так и в микромасштабе заключается в управлении дефицитными (ограниченными) ресурсами таким образом, чтобы получить максимально желаемый эффект [1]. В экономической теории эффективность трактуется как мера рациональности управления. При этом компания в хозяйственной деятельности, поставив перед собой цель, стремится достичь ее с наименьшими затратами и использует все меры для получения по возможности максимального результата [5, 8]. Эти принципы названы принципами рационального управления (более точное название — вариант экономии ресурсов и вариант наибольшей эффективности). Таким образом, сущностью измерения эффективности является соответствующее сравнение результатов деятельности с вкладом в нее, что позволяет также оценить рациональность управления. Эффективность приравнивается к экономичности и прибыльности — разнице между полученным эффектом и понесенными затратами. В более широком аспекте эффективность управления представляется, как результативность (степень достижения поставленных целей), рентабельность и экономичность. В самом широком аспекте эффективность включает также оценку (квалификацию) полученного эффекта с рыночной стороны его полезности, то есть, добавленной стоимости для потребителя. Деятельность предприятия будет полезной только тогда, когда структура достигнутых результатов предприятия согласуется со структурой ценности для клиента. По этой причине к компонентам эффективности добавляется ценность для клиента [4].

Экономическая деятельность — это сознательная, целенаправленная и многоплановая деятельность. Предприятия ставят перед собой конкретные цели и стремятся к их достижению рациональным путем. Для описания и оценки многомерной деятельности предприятий, безусловно, необходимы различные категории, в том числе, и понятие эффективности. Однако представляется, что эффективность не должна заменять более синтетическую концепцию операционной эффективности. Общепринятое понимание эффективности сводится к взаимосвязи между эффектами (результатами деятельности) и затратами, понесенными для получения этих результатов. Используя концептуальную сетку праксиологии, эффективность можно было бы свести к понятиям рентабельности и экономии, поскольку эти два термина выражают, хотя и по-разному, отношение двух переменных: эффектов и затрат.

Для Цитирования:
Дадалко Василий Александрович, Сунь Лэ, Дадалко Светлана Викторовна, Эффективность управления организацией в контексте философии цифровой трансформации. Ученый совет. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: