Суть управления как в макро-, так и в микромасштабе заключается в управлении дефицитными (ограниченными) ресурсами таким образом, чтобы получить максимально желаемый эффект [1]. В экономической теории эффективность трактуется как мера рациональности управления. При этом компания в хозяйственной деятельности, поставив перед собой цель, стремится достичь ее с наименьшими затратами и использует все меры для получения по возможности максимального результата [5, 8]. Эти принципы названы принципами рационального управления (более точное название — вариант экономии ресурсов и вариант наибольшей эффективности). Таким образом, сущностью измерения эффективности является соответствующее сравнение результатов деятельности с вкладом в нее, что позволяет также оценить рациональность управления. Эффективность приравнивается к экономичности и прибыльности — разнице между полученным эффектом и понесенными затратами. В более широком аспекте эффективность управления представляется, как результативность (степень достижения поставленных целей), рентабельность и экономичность. В самом широком аспекте эффективность включает также оценку (квалификацию) полученного эффекта с рыночной стороны его полезности, то есть, добавленной стоимости для потребителя. Деятельность предприятия будет полезной только тогда, когда структура достигнутых результатов предприятия согласуется со структурой ценности для клиента. По этой причине к компонентам эффективности добавляется ценность для клиента [4].
Экономическая деятельность — это сознательная, целенаправленная и многоплановая деятельность. Предприятия ставят перед собой конкретные цели и стремятся к их достижению рациональным путем. Для описания и оценки многомерной деятельности предприятий, безусловно, необходимы различные категории, в том числе, и понятие эффективности. Однако представляется, что эффективность не должна заменять более синтетическую концепцию операционной эффективности. Общепринятое понимание эффективности сводится к взаимосвязи между эффектами (результатами деятельности) и затратами, понесенными для получения этих результатов. Используя концептуальную сетку праксиологии, эффективность можно было бы свести к понятиям рентабельности и экономии, поскольку эти два термина выражают, хотя и по-разному, отношение двух переменных: эффектов и затрат.