Исследования последних лет свидетельствует о перспективности сочетанного или комбинированного использования физических методов терапии различных заболеваний [1–3]. Эта достаточно новая для физиотерапии методология базируется на нескольких основополагающих принципах.
Во-первых, для многих физических факторов (природных и преформированных) характерно одновременное воздействие на различные функциональные системы организма, которые могут принимать участие в развитии как патологических реакций, так и процессов восстановления. Так, транскраниальные электро- и магнитные воздействия активируют регуляторный потенциал головного мозга, оказывают влияние на стресс-инициирующие и стресс-лимитирующие системы, стимулируют микроциркуляцию, оказывают гипотензивное и антиноцицептивное воздействие [4, 5], тогда как питьевые минеральные воды могут стимулировать секрецию гормонов гастроэнтеропанкреатической системы, которые регулируют не только процессы пищеварения, но и принимают участие в контроле метаболизма веществ и энергии [6, 7].
Во-вторых, не вызывает сомнений, что в патогенезе различных заболеваний достаточно велика роль общепатологических процессов, включая наличие воспаления, болевого синдрома, стрессорных реакций, нарушения микроциркуляторных систем, изменения обмена веществ и энергии, состояние про- и антиоксидантных механизмов, что априори требует либо применения большого спектра лекарственных препаратов (со всеми плюсами и минусами этого подхода), либо поиска методов комплексного воздействия на различные патогенетические локусы заболевания. Есть основания предполагать, что сочетанная физиотерапия может занять эту терапевтическую нишу.
В-третьих, большинство исследований в области физиотерапии в той или иной степени связано с лечением и профилактикой соматических заболеваний, тогда как при лечении инфекционных заболеваний немедикаментозная терапия сведена минимуму. Вместе с тем современной медицине брошен вызов в виде инфекции COVID-19, последствия которой могут представлять огромные проблемы мирового масштаба. И если на первом этапе пандемии предполагалось, что при этой инфекции основные нарушения регистрируются в легочной системе, то в настоящее время не вызывает сомнений комплексный характер поражения, включая сердечно-сосудистую систему, и, по-видимому, весь спектр общепатологических реакций [8–10]. Не в меньшей степени весьма остро стоит проблема реабилитации пациентов с постковидным синдромом, который развивается в виде мультифокальных осложнений через несколько недель после первоначального заражения.