Важным направлением анализа финансового состояния организации является оценка риска ухудшения платежеспособности и вероятности его банкротства. Актуальность статьи обусловлена тем, что в современных условиях ведения бизнеса и взаимодействия с контрагентами для любого предприятия важно оценивать свою платежеспособность и определять степень угрозы банкротства и риска потери платежеспособности.
А также необходимо оценивать финансовую устойчивость своих партнеров с целью предотвращения будущих негативных последствий сотрудничества с недобросовестным контрагентом.
Прогнозирование кризисов в развитии предприятия с помощью диагностики призвано заблаговременно предупреждать об угрозе несостоятельности предприятия.
Причины кризисов современных предприятий многообразны: экономические, финансовые, управленческие и другие.
Предприятие может испытывать экономический кризис (ситуация, когда материальные ресурсы компании используются неэффективно), кризис управления (ошибки выбора стратегии предприятия, неэффективное использование человеческих ресурсов, что часто является следствием низкой компетентности руководства и, следовательно, неадекватности управленческих решений требованиям окружающей среды), финансовый кризис (кризис ликвидности, несостоятельность, то есть неспособность фирмы выполнять свои текущие обязательства).
Сейчас самой главной задачей является прогнозирование кризисов и предотвращение наступления банкротства предприятий, причем для экономики страны это более важная задача, чем устранение с рынка обанкротившихся предпринимательских структур.
Действующие нормативно-правовые документы, а также зарубежная и отечественная экономическая литература содержат различные методики и подходы к выявлению признаков возможного банкротства компаний, но нет методик, позволяющих с высокой степенью достоверности спрогнозировать потерю финансовой устойчивости и банкротства.
Применяя зарубежные методики в области оценки риска банкротства для анализа отечественных предприятий, необходимо учитывать, по крайней мере, два обстоятельства: