По данным всемирной организации здравоохранения, в структуре злокачественных образований колоректальный рак занимает третье место среди мужского населения и второе место у женщин. Ежегодно в мире регистрируется 746 000 новых случаев заболевания колоректальным раком у мужчин (10,0 % от общего числа онкологических больных) и 614 000 случаев у женщин (9,2 % от общего числа). В России заболеваемость раком прямой кишки занимает шестое место среди мужского населения (5,2 % от общего числа злокачественных образований) и седьмое – среди женского (4,7 % от всех злокачественных образований). В структуре смертности в России рак прямой кишки занимает 5-е место среди злокачественных образований. По уровню смертности среди мужского населения рак прямой кишки занимает шестое место (5,5 % от всех злокачественных образований), среди женского населения – пятое место (6,2 % от общего числа злокачественных образований) [7]. Ежегодная заболеваемость раком анального канала составляет 1 случай на 100 тыс. чел. в год. В 1980-х гг. в США 5-летняя выживаемость составляла 62 % и практически не изменилась за последние десятилетия [1].
Брюшно-анальная резекция являлась основным методом хирургического лечения низкого рака прямой кишки (менее 6 см от ануса) и анального канала в 1990х гг. Оперативное лечение приводило к неблагоприятным исходам больше чем в половине случаев, и 5-летняя выживаемость составляла около 50–70 % [1].
На сегодняшний день разработаны и внедрены в клиническую практику различные варианты выполнения оперативного вмешательства и дополнительные виды противоопухолевой терапии. Широкое внедрение методики тотальной мезоректумэктомии, а также неоадъювантной лучевой терапии и химиолучевой терапии привело к значительному улучшению ранних и отдаленных результатов в лечении рака прямой кишки [13]. Основным методом лечения рака анального канала и низкого рака прямой кишки сегодня является химиолучевая терапия. Выбор лечебной тактики осуществляется на мультидисциплинарном консилиуме c участием хирурга-онкопроктолога, радиолога и химиотерапевта, на основании результатов дооперационного обследования c определением клинической стадии заболевания [27]. При остаточных и рецидивных опухолях основным методом лечения остается хирургическое вмешательство в объеме брюшно-промежностной экстирпации (БПЭ) прямой кишки (при поражении соседних органов объем расширяется до комбинированных операций). Данные рекомендации основываются на результатах трех исследований I фазы, 13 – II фазы и 6 исследованиях III фазы (EORTC 22861, UKCCCR ACT I, RTOG 87–04, RTOG 98–11, ACCORD–03, CRUC ACT II) [8]. В настоящий момент наблюдается тенденция ко все более частому применению экстралеваторной техники в хирургии рака прямой кишки [24]. Однако, наряду c очевидными достоинствами методики, исследователи обращают внимание на основной недостаток: образование в результате экстралеваторной диссекции обширного дефекта промежностной раны и связанные c этим инфекционные осложнения [18].