По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.5 DOI:10.33920/vne-04-2005-04

Эффективность посредничества в экспортной деятельности российских малых и средних предприятий

Балакирев Виталий Витальевич аспирант, Всероссийская академия внешней торговли, 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, д. 4а, e-mail: malinobvv3@yandex.ru

В статье рассматривается посредническая деятельность в области внешнеторговых операций. Проведен анализ видов посреднической деятельности по международной модели ISCRMUNECE, которые, в свою очередь, соотнесены с существующими видами посредничества в российской практике. При сегодняшних изменениях в мировой экономике все большее значение приобретает посредничество при работе с малыми и средними предприятиями. В этой связи автор предлагает оценки эффективности участия посреднических структур для МСП при совершении экспортно-импортных операций.

Литература:

1. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government. ru/.

2. The International Supply Chain Reference Model by UN/CEFACT URL: http://tfi g.unece.org/pdf_fi les/ International%20SupplyChainReference%20Model2003.doc.

3. «Статистическое определение малой фирмы по методологии Болтонского комитета» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.kommersant.org.ua, http:// kommersant.org.ua/book_o001_ page_29.html.

4. https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5 a97d5509a794770536456f9.

Важность сектора МСП признана во всем мире. В развитых странах размер сектора МСП, как правило, достаточно велик. Малые и средние предприятия создают рабочие места и обеспечивают существенную долю населения доходами, во многом определяя социально-экономическое положение страны в целом и ее регионов в частности. Ряд исследований подтверждает положительную связь между относительным размером сектора МСП, благосостоянием населения и экономическим ростом. Кроме того, рост количества малых и средних предприятий приводит к росту конкуренции в экономике.

В настоящее время в некоторых развитых странах мира (США, Япония, Италия) сфера малого и среднего бизнеса является работодателем более 50 % занятых, обеспечивая до 60 % ВВП страны. При эффективной государственной поддержке МСП приобретает важное социальное, экономическое и политическое значение.

Учитывая вышеизложенное, можем сделать вывод о важности МСП для развития рыночной экономики.

Уровень развития малого и среднего предпринимательства в различных странах в основном характеризуется двумя показателями:

1) долей ВВП, которую обеспечивает сфера МСП;

2) долей активного населения, занятой в сфере МСП.

Одним из наиболее известных и общепринятых определений МСП является статистическое определение малой фирмы по методологии Болтонского комитета, однако оно неоднократно подвергалось критике. Учитывая точки зрения различных авторов, а также то обстоятельство, что критерии классификации предприятий по размерам в разных странах специфичны, мы придерживаемся следующей точки зрения: предприятие относится к сфере малого или среднего бизнеса, если удовлетворяет применяемым в конкретной стране критериям классификации субъектов МСП.

Доля МСП в структуре российской экономики составляет 21 %. Этот показатель рассчитывается как отношение суммарного объема валовой добавленной стоимости, созданной средними и малыми предприятиями (включая микропредприятия) и индивидуальными предпринимателями, к валовой добавленной стоимости в основных ценах всех хозяйствующих субъектов, следует из методики, утвержденной Росстатом в конце декабря. Стоит отметить, что данный показатель появился впервые и его введение демонстрирует планы правительства по анализу и желанию увеличения сектора МСП.

Для Цитирования:
Балакирев Виталий Витальевич, Эффективность посредничества в экспортной деятельности российских малых и средних предприятий. Международная экономика. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: