В качестве одного из главных факторов, определяющих уровень эффективности и объективности оценки результатов труда, следует отметить выбор методов данного вида оценки персонала. Поскольку организации различаются своим положением во внешней среде бизнеса, спецификой производства, размерами, нахождением на разных стадиях развития и различных этапах жизненного цикла, а также еще целым рядом характеристик, то они объективно могут использовать и разные методы оценки результатов труда своих работников [1].
Соответствующим образом на оценку результатов труда влияют и процедуры, реализуемые в ее процессе и дифференцированные по категориям персонала. Например, для оценки результатов труда руководителя может быть предложена следующая схема (рис. 1).
Общая методология оценки результатов труда руководителя базируется на результатах функционирования подчиненного ему подразделения. Конкретный набор показателей оценки и факторов, оказывающих влияние на нее, достаточно разнообразен и зависит от должности руководителя, характера деятельности подразделения (производственное подразделение, функциональный отдел, проектные работы и т.п.). Так, в качестве основных показателей, характеризующих результаты производственной деятельности подразделения, могут быть рекомендованы:
• выполнение планового задания по объему и важнейшей номенклатуре;
• производительность труда;
• качество продукции (выполненных работ).
Для структурного подразделения, занятого, например, проектными работами в качестве критериев оценки результатов труда руководимого коллектива, принимаются: количество выполненных плановых и внеплановых работ, качество выполненных работ, соблюдение сроков и др. Характеристика результатов труда с помощью перечисленных выше показателей дополняется оценкой сложности выполняемых функций.
Для оценки результатов труда руководителей и специалистов может быть использована известная методика, позволяющая определить размер оклада работника с учетом его индивидуальных заслуг и деловых качеств в пределах одной должности или при его должностном продвижении.