Последние десятилетия ознаменовались масштабными вооруженными конфликтами, в том числе затяжными и продолжающимися до настоящего времени (события в Ливии, Сирии, проведение СВО на территории Украины). Все это сопряжено не только с психической травматизацией участников боевых действий, но и с многомиллионными миграционными потоками беженцев, вынужденных менять свой уклад жизни, а также хронической травматизацией мирного населения, проживающего в приграничной зоне. Жизнь в подобных условиях снижает чувство безопасности и защищенности, что в итоге приводит к формированию посттравматического стрессового расстройства [1].
Актуальность посттравматических стрессовых расстройств обусловлена рядом моментов. Прежде всего, это распространенность, которая колеблется от 10 % у свидетелей психотравмирующего события до 95 % у тяжело пострадавших [2]. Обобщенно данные о распространенности среди населения рассматриваются в пределах 1–3 %, среди комбатантов — 15–54 %. По данным популяционных исследований, существенное влияние на распространенность посттравматического стрессового расстройства оказывает характер психотравмы: от 8 % — при несчастных случаях до 40 % — у участников боевых действий [1].
Важным аспектом актуальности выступает коморбидность основных психопатологических проявлений посттравматического стрессового расстройства [1]. Речь идет о созависимых состояниях, когда у одного пациента наблюдаются проявления депрессии с тревожными или тревожно-фобическими, паническими или шизотипическими расстройствами. Проявлением коморбидности является частая соматизация посттравматического стрессового расстройства, которая проявляется болевым синдромом различной локализации, артериальной гипертензией, диспепсическими расстройствами, проявлениями невропатии и др. [3–5].
И наконец, актуальность данной темы определяется психопатологическими последствиями перенесенной травмы, которые угрожают физической целостности человека, поскольку посттравматическое стрессовое расстройство ассоциируется с более высоким риском самоубийства и суицидальных мыслей [1].