В современных условиях, когда мировая экономика является нестабильной, эффективное управление федеральным бюджетом выступает на первый план в рамках государственного управления.
Дефицит федерального бюджета является неизбежным явлением в каждой стране, поэтому наиболее актуально исследовать основные механизмы и инструменты, позволяющие покрывать бюджетный дефицит.
В рамках данного исследования будут рассмотрены динамика дефицита федерального бюджета, причины и последствия дефицита федерального бюджета, связь дефицита федерального бюджета с действующей фискальной политикой РФ.
По итогу работы были представлены рекомендации по повышению эффективности бюджетной политики и определены основные эффективные механизмы финансирования дефицита федерального бюджета.
Дефицит федерального бюджета — это разница между общим объемом расходов и доходов государства, когда расходы намного превышают доходы. Дефицит федерального бюджета представляет собой довольно сложное явление, которое может происходить, когда происходит нерациональное распределение средств [1].
Дефицит федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и определяется как разница между общим объемом расходов и общим объемом доходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период [2].
Если рассматривать федеральный бюджет государства, то можно сказать, что дефицит федерального бюджета — это огромная проблема, которая не дает государству нормально развиваться и распределять бюджет внутри страны и за ее пределами.
Для того чтобы понимать теоретические основы финансирования дефицита федерального бюджета, необходимо также понимать и причины наступления дефицита в федеральном бюджете (рис. 1).
Одной из ключевых причин является неэффективное управление государственными расходами. Это может проявляться, как правило, в нерациональном распределении средств между различными секторами экономики, избыточном финансировании неприоритетных проектов, коррупции и нецелевом использовании бюджетных средств. Когда государственные расходы не приносят ожидаемой отдачи в виде экономического роста и увеличения налоговых поступлений, возникает дефицит [3].