По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338

Эффективность и направления политики диверсификации высокотехнологичных производств

Баринов В.А. д-р экон. наук, профессор кафедры организационно-управленческих инноваций, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: barinovva47@gmail.com

В статье исследуются вопросы выработки политики диверсификации высокотехнологичных производств в целях повышения эффективности деятельности предприятия. Приведена модель диверсификации производств ОПК, базирующаяся на анализе выпускаемых продуктов по секторам рынка B2B, B2G. Определена роль ВТП в цепочке создания ценностного предложения. Показаны особенности рынка B2G высокотехнологичных сложных комплексов гражданского назначения. Предложена модель эффективной диверсификации высокотехнологичного производства в современных условиях цифровизации экономики. Показана необходимость развития механизма госзаказа на создание сложных комплексов гражданского назначения. Рассмотрены направления и механизмы управления процессами создания сложных комплексов стратегического назначения. Сформулированы задачи и инструменты эффективного государcтвенного регулирования процессов диверсификации компаний ОПК.

Литература:

1. Кох Р. Стратегия. Как создавать и использовать эффективную стратегию. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 320 с.

2. Путин поставил 4 задачи в рамках конверсии ОПК [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.vestifinance.ru/articles/96807 (дата обращения: 22.01.2019).

3. Белуза А. Выход на гражданку // Российская газета. — 22.11.2018.

4. Меньщиков В. Инновационное развитие ОПК в условиях рыночной экономики // Инновации. — 2013. — №11. — С. 10–18.

5. Елиферов В., Репин В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 319 с.

6. Полунин К. Исследования BCG // Материалы Гайдаровского форума 2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gaidarforum.ru/ (дата обращения: 02.03.2019).

7. Новиков Я. По пути системной конверсии // Экономические стратегии. — 2016. — №7. — С. 12–18.

8. Barinov V. Strategy management of technological processes of conversion // Innovative technologies in economics, science, education / Materials of the 2. international scientific-practical conference at Plekhanov Russian University of Economics. — Berlin: West-Ost-Verlag, 2019. — Р. 757–766.

9. Баринов В. А. Альтернативные направления диверсификации для компаний высокотехнологичных производств //Инновационная экономика и современный менеджмент. — 2019. — №1. — С. 4–8.

10. Диверсификация: трудности перехода. Интервью с Ю. Абрамовым// Умное производство. — Вып. 42. — 06.18. — С. 8–14.

11. Макушкин М. Фомина А. Надежность закупаемых ИС: Опыт Министерства обороны США // Электроника: Наука, техника, бизнес. — 2018. — № 10. — С. 80–86.

12. Платформенные решения. 6 июля 2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: csr.ru»news/platformennye-resheniya/ (дата обращения: 12.03.2019).

13. Ростех подготовит условия для развертывания сетей 5G в России к 2024 году // РИА Новости. — 02.04.2019.

14. Попов С. Айсберг: Россия возрождает грандиозный проект СССР [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://balalaika24. ru»technology/ (дата обращения: 12.03.2019).

15. Освоение Арктики. Проект «Айсберг» [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://tass.ru/interviews/; https://topwar.ru/116551-proekt-pod vodnoy (дата обращения: 15.03.2019).

16. Море богатств: Россия поднимет госдолг США с арктического дна [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ria.ru/economy / (дата обращения: 18.03.2019).

Диверсификация производства понимается как процесс распространения хозяйственной деятельности предприятия на новые сферы. На практике диверсификация реализуется в виде расширения номенклатуры выпускаемой продукции, увеличения видов предоставляемых услуг, в том числе по сопровождению своих продуктов. Необходимость диверсификации обусловлена тремя объективными условиями выживания на рынке. С одной стороны, постоянный контроль над процессами увеличения прибыли. Широкое использование Интернета во всех сферах экономики качественно изменяет принципы ее увеличения, наблюдается переход к принципу. «победитель забирает все» [1]. С другой стороны, диверсификация позволяет понизить уровень риска хозяйственной деятельности в связи с созданием потенциала для оперативного управления распределением ресурсов по направлениям деятельности. Диверсификация в рамках товарного ряда позволяет акцентировать внимание на объемах продаж по каждой позиции номенклатуры. Интегрированное управление рассмотренными направлениями управления рисками представляет обязательное условие повышения стабильности функционирования предприятия в быстроменяющихся внешних условиях, таких как, например, мировые кризисы, переход к цифровой экономике.

Современные требования к диверсификации высокотехнологичных производств (ВТП) представляют многостороннее явление. С одной стороны, коммерческая эффективность организации строится на максимальном использовании технологического потенциала в производстве товаров на рынок. С другой — процессы диверсификации и создание новых продуктов для рынка должны строиться на принципах минимизация издержек производства. С третьей — созданию новых продуктов должно предшествовать их стратегическое позиционирование. Создание товара с высокой полезностью для потребителя и его стратегическое позиционирование представляют обязательное условие его конкурентоспособности.

Другой особенностью диверсификации часто является расширение объемов производства, а, следовательно, частично решает проблемы загрузки производственных мощностей. Для России характерно положение с ВТП, при котором основное производство работает на госзаказ. Для полномасштабной диверсификации и качественного изменения структуры доходов, поступающих от исполнения госзаказа и коммерческой деятельности, на открытом рынке необходимы изменения в системе управления компанией. Речь идет о том, что выполнение рассмотренных требований предполагает реформирование управления организацией в целом. В управлении компанией сферы ОПК выделяются два дивизиона: первый — выполнение госзаказа, работа на рынке B2G, второй — хозяйствование на свободном рынке (сектора B2B и B2C). Для российских условий это означает практическое освоение рыночных принципов хозяйствования, т. е введение таких направлений деятельности, как систематический маркетинговый анализ, стратегическое управление и обеспечение конкурентоспособности, развитие организации, повышение уровня зрелости управления.

Для Цитирования:
Баринов В.А., Эффективность и направления политики диверсификации высокотехнологичных производств. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2019;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: