Проблемы лечения рецидивного узлового зоба все еще сохраняют свою актуальность. Чаще это заболевание встречается у лиц пожилого и старческого возраста, оперированных на щитовидной железе (ЩЖ) в нерадикальном объеме еще до начала или в начале нашего века. В настоящее время доказано, что нерадикальное хирургическое лечение сопровождается практически неизбежным развитием рецидивов зоба из-за усиленной тиреотропной стимуляции остатка ЩЖ [1–4]. Тем не менее, несмотря на изменение тактического подхода к оперативному лечению, отмечается, что частота рецидивов узлового зоба не имеет тенденции к снижению [5–11]. Определенную роль в этом играют неблагоприятные экологические факторы и неадекватность послеоперационной медикаментозной терапии [6, 7]. Приводятся данные, что в различных учреждениях пациенты с рецидивом составляют от 5 до 49 % числа всех больных, оперируемых по поводу узлового зоба [8–11].
При росте рецидивного узла на фоне консервативной терапии возникает угроза развития функциональной автономии щитовидной железы (ФА), а также компрессии анатомических структур шеи, участвующих в глотании, фонации и дыхании, и магистральных сосудов шеи, и встает вопрос об оперативном лечении. Однако коморбидный фон, характерный для пациентов этой возрастной группы, и технические сложности вмешательства на измененных тканях шеи (при вовлечении в рубцовый процесс крупных сосудов, нервов и околощитовидных желез и фрагментарном расположении узлов тиреоидного остатка) у пациентов с рецидивным зобом обусловливают неприемлемо высокий риск осложнений традиционного оперативного лечения, в 3–7 раз выше, чем при первичных вмешательствах на ЩЖ [3, 7, 9, 12–18]. Частота травмы возвратного нерва после операций по поводу рецидивного зоба варьирует, по разным данным, от 4,4 до 22 % [6, 7, 16, 19].
Альтернативой операции на ЩЖ являются малоинвазивные методы хирургического лечения, такие как радиочастотная абляция, лазериндуцированная термотерапия, склеротерапия, а также их комбинации [20–25]. Применение этих технологий позволяет не только снизить риск осложнений, но и сохранить интактную ткань ЩЖ, избежав гипотиреоза. Все они успешно применяются у пациентов с неоперированной ЩЖ, но возможности малоинвазивной деструкции рецидивных узлов пока изучены недостаточно.