Инфекция области хирургического вмешательства (ИОХВ; Surgical site infectious, SSI) является одним из наиболее частых осложнений у госпитализированных пациентов. Согласно данным литературы, в среднем почти 3 % всех оперированных пациентов страдают после операции от раневой инфекции. ИОХВ увеличивает длительность пребывания пациента в стационаре и период реабилитации, многократно повышает стоимость лечения, а также может провоцировать развитие других патологических процессов и повышать уровень летальности [1]. После побочных и нежелательных реакций на вводимые лекарственные препараты ИОХВ прочно занимает второе место в рейтинге осложнений у госпитализированных больных [2]. Пострадавшие пациенты на 60 % чаще проводят время в отделении интенсивной терапии [3]. В исследовании, проведенном Liau et al. [4], средняя прибавочная прямая стоимость длительного пребывания в больнице, ухода за больными, лекарственных препаратов и расходных материалов на каждого пациента с ИОХВ оценивалась в 1530 долларов США.
Широко признано, что несколько факторов (например, курение, ожирение, сахарный диабет, хирургическое вмешательство, длительность операции, повторная операция, переливание крови, длительность ИВЛ, срок пребывания в отделении интенсивной терапии) предрасполагают к более высокому риску как поверхностных, так и глубоких раневых инфекций [5].
Безусловно, основой профилактики инфекционных раневых осложнений в хирургии в целом является соблюдение правил асептики, рациональная техника закрытия раны и использование предоперационной системной антибиотикопрофилактики, а в группах риска рекомендовано проведение системной антибиотикотерапии [6, 7]. Однако при общем консенсусе, что профилактика ИОХВ явно выгоднее, чем лечение этого катастрофического осложнения, раневые инфекции продолжают возникать даже при соблюдении всех правил асептики и антисептики и применении антибиотикопрофилактики и антибиотикотерапии [8].
Появление мультирезистентных бактериальных штаммов привело к сложной ситуации: бета-лактамные антибиотики стали неэффективными против большинства кластеров коагулазонегативных и золотистых стафилококков (CoNS и S. aureus), а рутинное использование ванкомицина в качестве профилактического средства нецелесообразно, так как необходимо избежать дальнейшего нарастания ванкомицин-резистентности стафилококков [9, 10]. Кроме того, CoNS обладают внутренней способностью прилипать к инородным телам (любым имплантам) и продуцировать биопленку, что усиливает их устойчивость к антибиотикам и повышает вероятность хронической инфекции [11].