По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 33.05

Эффективность функционирования особых экономических зон Российской Федерации

Бородина О. Б. канд. экон. наук, доцент кафедры землепользования и кадастров, E-mail: olga2700@mail.ru
Шайкина Е . В. канд. экон. наук, доцент кафедры землепользования и кадастров, Государственный университет по землеустройству, г. Москва, E-mail: sh_ev24@mail.ru

В статье дается оценка результатов функционирования особых экономических зон в Российской Федерации. Проводится корреляционно-регрессионный анализ с применением абсолютных и относительных показателей: количество зарегистрированных резидентов, созданных рабочих мест; общий объем инвестиций (в том числе капитальные вложения); количество объектов инженерной инфраструктуры, созданных и введенных в эксплуатацию. Отдельным вопросом рассматриваются такие показатели, как площадь земельных участков, предоставленных резидентам ОЭЗ из государственных или муниципальных земель в аренду, и площадь земельных участков, находящихся в собственности у резидентов, используемые для выполнения поставленных задач.

Литература:

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (в ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.

2. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2017) // Российская газета. — 2005. — № 162.

3. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в ред. от 03.08.2018) // Российская газета. — 2005. — № 156.

4. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в ред. от 19.07.2018) // Собрание законодательства РФ. — 2018. — № 20. — Ст. 2817.

5. Постановление Правительства РФ от 07.07.2016 № 643 «О порядке оценки эффективности функционирования особых экономических зон» (в ред. от 07.07.2018) // Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 29. — Ст. 4820.

6. Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила оценки эффективности функционирования особых экономических зон» (по состоянию на 15.10.2018) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://regulation.gov.ru

7. Гальченко С. А., Андропов Д. В. Особые экономические зоны как объект государственного кадастра недвижимости // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2016. — № 10. — С. 97–108.

8. Шеломенцев В. Н. Перспективы территориально-правового устройства Российской Федерации // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2017. — № 4. — С. 69–76.

9. http://economy.gov. ru/minec/about/structure/ deposobeczone/201707114.

10. https://alabuga.ru/ru/news/ news-block/790/#790.

11. http://oezdubna.ru/.

12. http://ach.gov.ru/press_ center/news/34870.

На новом витке исторического развития сложившихся экономических условий в Российской Федерации решаются задачи строительства не догоняющего, а опережающего социально-экономического развития. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 установлены задачи прорыва экономических, социальных, торгово-экономических и иных функций государства [4]. Их решение направлено в первую очередь на модернизацию сложившихся факторов и создание новых.

В последнее время мы наблюдаем повышенное внимание пространственной организации экономической политики (национальной, региональной). Формами такой политики выступают особые экономические зоны, территории опережающего развития и иные территории со специальным режимом экономической деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» особая экономическая зона — часть территории Российской Федерации (далее — ОЭЗ), которая определяется Пправительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны [2].

Как видим, сущность понятия особой экономической зоны заключается в сочетании следующих элементов:

1. Определенная часть территории страны.

2. Учреждение такой зоны решением Правительства Российской Федерации.

3. Наличие особого, отличного от обычного для страны и этой конкретной территории экономического режима предпринимательской деятельности.

4. Возможность или недоступность такой возможности (как правило, в случаях отсутствия необходимости) применения таможенных процедур свободной таможенной зоны.

Особенности экономического режима предпринимательской деятельности определяются исходя из типа особой экономической зоны: промышленно-производственная, технико-внедренческая, туристско-рекреационная, портовая. Общая, единая цель объявления определенной местности территорией, на которую распространяется отличный от типичного режим экономической деятельности, заключается в обеспечении на законодательном, административном и ином уровне особых условий для более интенсивного развития обрабатывающих, а также высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, транспортной инфраструктуры, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.

Для Цитирования:
Бородина О. Б., Шайкина Е . В., Эффективность функционирования особых экономических зон Российской Федерации. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: