По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.2

Эффективность «эффективных» контрактов с преподавателями высших учебных заведений

Аксёнова Галина Николаевна канд. филол. наук, доцент кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса, Алтайский государственный университет, г. Барнаул
Киселева Елена Викторовна канд. юрид. наук, доцент кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса, Алтайский государственный университет, г. Барнаул

Изменения в государственной политике Российской Федерации по повышению и созданию прозрачного механизма оплаты труда в бюджетных учреждениях диктуют новые условия существования образовательного учреждения. На сегодняшний момент исследуются актуальные проблемы, которые затрагивают вопросы перехода на эффективные контракты, которые позволяют изменить систему оплаты труда. В статье рассмотрены очевидные недостатки эффективных контрактов, которые сокращают уровень защиты трудовых прав преподавателя высшего учебного заведения.

Литература:

1. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Российская газета. — № 102. — 09.05.2012.

2. Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012– 2018 годы» // СЗ РФ. — 2012. — № 49. — Ст. 6909.

3. Приказ Минтруда России от 26.04.2013 № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. — 2013. — № 8.

4. Буянова А.В. Место стимулирующих выплат в системе оплаты труда работников бюджетной сферы // Проблемы экономики и юридической практики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/article/n/mesto-stimuliruyuschih-vyplat-v-sisteme-oplaty-truda-rabotnikov-byudzhetnoy-sfery.

5. Кадыров Ф.Н. Цели и задачи «эффективного контракта»: идеология и пробле мы внедрения // Экономика науки. — 2015. № 3. — С. 180-197.

6. Кондрашев А.А. Проблемы современного юридического образования в контексте реформы высшего образования в российской федерации: итоги и перспективы // Lex russica (Русский закон). — 2018. № 1 (134). — С. 144-156.

7. Курбатова М.В. Эффективный контракт преподавателя: эффекты реализации проета / Доклад на XVIII ежегодной международной конференции из цикла «Леонтьевские чтения» «Институциональная экономическая теория: история, проблемы и перспективы». — СанктПетербург, 15-16 февраля 2019 г.

8. Целищева Е.Ф. Проблемы перехода на эффективный трудовой контракт в муниципальных образовательных учреждениях // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2015. — № 7. — С. 56-59.

9. Чучкалова Е.В., Лордкипанидзе М.Г. Некоторые проблемы введения эффективных контрактов в высших учебных заведениях // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. — № 4. — С. 47–51.

10. Шапкин В.В., Школяр Л.В. Эффективен ли эффективный контракт преподавателя вуза? // Традиционное прикладное искусство и образование. — 2019. — № 3 (30). — С. 106–112.

11. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/storage/ mediabank/itog-monitor01-20.htm (дата обращения: 27.04.2020).

Сегодня в России произошли значительные изменения в сфере оплаты труда преподавателей высших учебных заведений, которые сформулированы в указе Президента РФ № 597 от 07.05.2012 «О мероприятиях по реализации государственной социальной программы» [1]. В указе Президента предлагалось заменить академический контракт преподавателя вуза «эффективным контрактом», на основании которого заработная плата преподавателя вуза стала напрямую зависеть от стимулирующих выплат, которые в свою очередь, определяются показателями и критериями оценки эффективности деятельности преподавателей.

Конечно же, цель майского указа была в том, чтобы «эффективный контракт» обеспечил достойную заработную плату всем работникам бюджетной сферы, в том числе преподавателям вузов, а также достижение уровня благосостояния в соответствии со сформировавшимися шаблонами жизни среднего класса. Целевым показателем указа установлено увеличение средней заработной платы преподавателей вузов до уровня 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе к концу реализации программы.

На данном этапе уже возможно говорить о показателях результативности указанного нормативного акта, которые имеют и положительные, и отрицательные моменты.

В целях реализации указа Президента РФ по поручению Правительства РФ субъекты должны были обеспечить повышение зарплаты преподавательского состава вузов до уровня не ниже средней по всему субъекту. Многие регионы с данной задачей стравились. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике Российской Федерации на март 2020 г. — 47 257 руб.

В Алтайском крае средняя заработная плата преподавателей образовательных организаций высшего образования государственной и муниципальной форм собственности в 2013 г. — 29 295 руб., в 2014 — 31 850 руб., в 2015 г. — 33 637 руб., в 2016 г. — 36 384 руб., в 2017 г. — 49 389 руб., в 2018 г. — 49 791 руб., на конец 2019 г. данная сумма составляла 54 896 руб., за март 2020 г. составила 56 806 руб. [11]. Для наглядности предоставим данные цифры в диаграмме, с целью наглядности увеличения заработной платы преподавателям вузов с 2013 по 2020 г.

Для Цитирования:
Аксёнова Галина Николаевна, Киселева Елена Викторовна, Эффективность «эффективных» контрактов с преподавателями высших учебных заведений. Вопросы трудового права. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: