В ходе проведенного исследования потребовалось уточнить некоторые основные термины, используемые в последующем изложении. Большинство ученых рассматривают корпоративную культуру как важнейший внутренний резерв компании, который способен обеспечить ей устойчивое состояние в кризис и дать импульс к развитию и переходу на качественно иные уровни жизненного цикла [1]. Как представляется, корпоративная культура — это система взаимодействия людей в организации, основанная на изначально заложенных принципах, порядках и исторически выработанных правилах. Совпадение убеждений сотрудников и разделяемые ими ценности — смысл корпоративной культуры. Ее цель — способствовать более эффективному управлению человеческими ресурсами, которые являются главной ценностью любой организации. В эпоху рыночной экономики и жесткой конкуренции уже недостаточно просто управлять поведением людей, важно также понимать и вовремя реагировать на настроение и мнение общества.
Ценности и нормы общества со временем меняются и развиваются под влиянием событий, происходящих как в целом по стране, так и в организации, в частности. Культура организации зависит от целей, моделей действий по их достижению, экономического состояния компании и помогает ей решать определенные задачи. Управление корпоративной культурой означает ее развитие и распространение в коллективе. Структуру управления составляют: главная цель организации, основные традиции, приемы руководства, поведение сотрудников внутри организации и система мотивации и стимулирования, а также штрафных санкций для сотрудников.
Корпоративная культура значима для сотрудников организации, так как она:
● объединяет коллектив, укрепляет дух сотрудничества и помогает вместе достичь цели, выполнить поставленную задачу;
● позволяет стимулировать самосознание каждого внутри организации;
● помогает работникам быстрее адаптироваться к новому коллективу, стать своим, вызывает ощущение защищенности и доверие к компании;
● повышает трудовой потенциал работников;