При анализе текущей деятельности в целях проведения стратегического и производственного планирования персонал компании изучает изменение спроса и предложения на рынках. В первую очередь рассматриваются наиболее важные события, связанные с изменениями в отечественной и зарубежной промышленной практике, а также в позиции основных конкурентов. Целью такого анализа является оценка влияния изменений внешней среды на уровень спроса и предложения на основных рынках сбыта.
При этом руководство компании стремится проанализировать поведение основных конкурентов, мотивы и результаты их действий. Это может быть связано с освоением новых объектов, увеличением поставок, получением лицензий в стратегически важных регионах, созданием различного рода партнерства, включая совместные предприятия, строительством. Важно изучить, каким образом подобные действия могут отразиться на текущих и перспективных решениях компании или ее подразделений.
В условиях переходного периода особенно сильное влияние на деятельность компании может оказать государственная политика регулирования деятельности. Это касается таких жизненно важных для компании проблем, как изменение порядка лицензирования, условий доступа к объектам инфраструктуры государственной собственности, введение экспортных ограничений и контроля над ценами.
В современной ситуации важнейшими рычагами государственного регулирования, способными существенно изменить инвестиционную активность и рыночные условия, являются принятие поправок к налоговому кодексу и расширение сферы действий соглашений о разделе продукции. Обычно компании оценивают подобного рода последствия путем проведения многовариантных расчетов на финансовых моделях, изучая денежные потоки основных субъектов.
Для оценки текущей ситуации компания проводит анализ состояния основных проектных решений, связанных с изменением организационно-управленческих структур, внедрением новых технологий, проведением мероприятий в области экологической безопасности, повышения квалификации персонала, подготовкой кадров и т. д. Менеджмент компании отслеживает соответствие целей и задач каждого планируемого к реализации проекта ожидаемым результатам и выявляет необходимость коррекции по отдельным разделам проектов. Для проведения такого мониторинга предварительно разрабатываются рабочие критерии оценок успешности реализации действующих проектов и системы контроля.