Инсульт занимает первое место среди причин сокращения продолжительности жизни у женщин (31%) и третье — у мужчин (12%) (В. Скворцова, 2014; Росстат, 2014).
«Ты попадаешь в мир, где, по крайней мере, первоначально, почти все находится вне твоего контроля и даже понимания. Я настолько ослабел, что не мог делать даже самого простого: мыться и одеваться, невозможно было писать. Меня стали мучить приступы безудержного плача и невыносимой усталости. Мало кто понимает, какое душевное потрясение вызывает эта внезапная перемена, казалось, я навсегда перестал быть сам собой», — вот так думает пациент, перенесший инсульт.
«У меня была полноценная работа, но ее пришлось бросить, когда мой муж был выписан из клиники. Я не знаю, был ли у меня выбор, но муж стал полностью зависимым человеком. Я укладывала его в постель, поднимала, одевала и умывала, и так каждый день» — а это мысли близких родственников пациентов с инсультом.
Инсульт — это ужасная трагедия, затрагивающая не только самого больного, но и членов семьи, меняющая привычный уклад их жизни.
Сегодня абсолютно понятна роль факторов риска и, прежде всего, артериальной гипертонии (АГ) в возникновении инсульта. Однако прошло не одно столетие, пока не появилось четкое понимание роли АГ в происхождении фатальных мозговых сосудистых катастроф и не сформировались следующие положения:
1. Частота артериальной гипертонии и острых сосудистых событий взаимосвязаны между собой.
2. Априори все сосудистые негативные прогнозы ассоциированы с артериальной гипертензией, в основе которой лежит гипертонический криз (ГК).
3. Своевременная и эффективная фармакотерапия – залог жизни больного!
К сожалению, несмотря на клиническую очевидность и научную обоснованность, на практике эти постулаты не всегда выполняются. В подтверждение приведем результаты проведенного нами небольшого исследования — результаты активов скорой помощи в поликлинику, выполненных по поводу ГК. Из 60 выполненных на следующий день после вызова скорой помощи, активов участковый терапевт почти у половины либо не оставил записи, либо – из-за отсутствия амбулаторных карт запись негде было сделать. 10 пациентов вообще отказались от осмотра амбулаторного врача. Обращает внимание, что 10 пациентов были госпитализированы, хотя накануне им было отказано в направлении в стационар. Несмотря на то, что ГК — это всегда свидетельство неэффективной базисной гипотензивной терапии, коррекция лечения была проведена только у 35 из 60 больных?! Низкая настороженность как пациентов, так и врачей в отношении АГ как прямой дороги к инсульту, приводит к тяжелой трагедии.