По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.43.02 DOI:10.33920/vne-04-2108-03

Единая сельскохозяйственная политика стран Европейского союза: краткий экскурс в историю

Светлана Георгиевна Головина доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством, ФГБОУ ВО «Уральский государственный агарный университет» (УрГАУ), главный научный сотрудник Научного центра изучения проблем сельских территорий, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет» (РГАЗУ), 620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42, e-mail: s_golovina@yahoo.com, ORCID: 0000-0002-1157-8487
Иван Николаевич Миколайчик доктор сельскохозяйственных наук, профессор, проректор по научной работе ФГБОУ ВО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т. С. Мальцева», Россия, 641300, Курганская обл., Кетовский р-он, с. Лесниково, КГСХА, каб. 222, e-mail: min_ksaa@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5189-2174
Лидия Николаевна Смирнова кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник НИИ «Изучение проблем АПК», ФГБОУ ВО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т. С. Мальцева», Россия, 641300, Курганская обл., Кетовский р-он, с. Лесниково, КГСХА, каб. 222, e-mail: lidia-1311@mail.ru, ORCID: 0000-00027991-0802

Использование позитивной (доказанной временем) международной практики поддержки государством сельскохозяйственной отрасли производства и сельских территорий становится все более актуальной задачей для отечественных политиков, а тщательное изучение международного опыта — важной миссией современной науки. Полезным с точки зрения возможностей инкорпорации в отечественные условия является опыт европейских стран, реализация Единой сельскохозяйственной политики Европейского союза (ЕС), который отличается длительной историей и является примером постоянной трансформации в меняющейся среде. В статье рассматривается специфический период (2014–2020 гг.) в развитии Единой сельскохозяйственной политики (Common Agricultural Policy — CAP), характеризующийся, во-первых, внедрением новых механизмов и принципов, во-вторых, активной реализацией одновременно с первым компонентом политики (First Pillar) ее второго компонента (Second Pillar), который направлен на гармоничное сельское развитие, означает попытку увязать общеевропейский контекст с местными особенностями и приоритетами в развитии сельских территорий. Важные теоретические и практические выводы, предложенные для обсуждения научному сообществу и политикам, получены в исследовании в результате скрупулезного анализа данных Евростата, ежегодных отчетов Европейской комиссии, Европарламента, специальных фондов, сопровождающих реализацию CAP (EAFR, EAGF). Сформулированные и верифицированные в ходе исследования научные гипотезы позволили сделать следующие заключения: 1) направления и инструменты государственной аграрной политики требуют постоянного обновления вслед за флуктуациями окружающей аграрную сферу деятельности среды; 2) приоритеты аграрной политики (европейской, отечественной) закономерно и постепенно смещаются в сторону поддержки именно сельских территорий, в границах которых осуществляется сельскохозяйственное производство и протекает жизнедеятельность сельского населения; 3) глобальные вызовы и угрозы (изменение климата, ухудшение экологии, распространение вирусных инфекций и т. д.) неизбежно вносят существенные коррективы в экономическую, социальную, политическую жизнь общества, что, безусловно, сказывается и на организации аграрной политики любого государства (региона).

Литература:

1. Carey M. The Common Agricultural Policy’s New Delivery Model Post-2020: National administration perspective. EuroChoices, 2019, vol. 18.

2. Copus A., Mantino F., Noguera J. Inner Peripheries: an Oxymoron or a Real Challenge for Territorial Cohesion? Italian Journal of Planning Practice, 2017, No. 7, рp. 24–48.

3. Dax T., Copus A. Towards Vibrant, Inclusive and Sustainable Rural Regions Orientations for a Future Rural Cohesion Policy. European Structural and Investment Funds Journal, 2018, No. 6, рp. 198–209.

4. Dupraz P., Guyomard H. Environment and Climate in the Common Agricultural Policy. EuroChoices, 2019, vol. 18, No. 1, рp. 18–25.

5. European Commission. EAFRD Financial Reports. Available at: https://eur-lex.europa. eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52020DC0387 (accessed: 12.06.2021)

6. European Commission. EAGF Financial Reports. Available at: https://eur-lex.europa.eu/ legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52020DC0475 (accessed: 12.06.2021)

7. European Commission. Home page. Available at: https://ec.europa.eu/info/index_en. (accessed: 15.06.2021)

8. European Commission. The Common Agricultural Policy at a Glance. Available at: https://ec.europa.eu/info/food-farming-fi sheries/key-policies/common-agricultural-policy/ cap-glance_en#howitspaidfor (accessed: 12.06.2021)

9. European Parliament. Financing of the Cap. Available at: https://www.europarl.europa. eu/factsheets/en/sheet/106/fi nancing-of-the-cap (accessed: 15.06.2021).

10. European Parliament. Home page. Available at: https://www.europarl.europa.eu/ portal/en (accessed: 12.06.2021).

11. European Parliament. The Common Agricultural Policy in Figures. Available at: ww.europarl.europa.eu/factsheets/en (accessed: 15.06.2021).

12. European Union. Home page. Available at: https://europa.eu/european-union/index_ en (accessed: 12.06.2021).

13. Eurostat. Home page. Available at: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/ index.php?title=Main_Page (accessed: 18.06.2021).

14. Moraliyska, M. Should the minimum wage be regulated on union level: The case of the EU. American Journal of Multidisciplinary Research and Development, 2021, vol. 3, is. 1, рp 62–68.

15. Nazzaro C., Marotta G. The Common Agricultural Policy 2014–2020: Scenarios for the European Agricultural and Rural Systems. Agricultural Economics, 2016, No. 4, рр. 16.

16. Troitiño D. R. The European Commission and the Management of Europe: Past, Present and Future. MEST Journal, 2014, No. 2 (2), рp. 241–250.

Обобщая многочисленные аналитические обзоры, посвященные проблемам организации Единой сельскохозяйственной политики в странах Европейского союза, необходимо подчеркнуть, что базовые ее векторы, определенным образом модифицированные в ходе истории в несколько этапов, по сути, сводятся сегодня (как и ранее), во-первых, к поддержке фермеров и, как следствие, обеспечению их адекватных доходов, повышению эффективности сельскохозяйственного производства, стабильному снабжению населения продовольствием, во-вторых, к мероприятиям по успешной адаптации общества к изменению климата, организации устойчивого управления природными ресурсами, в-третьих, к содействию развитию сельских территорий и ландшафтов в странах ЕС, в-четвертых, к оказанию помощи сельской экономике, созданию дополнительных рабочих мест в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, связанных с ними секторах и других приемлемых для сельских территорий сферах деятельности. При этом важность всех обозначенных направлений государственной поддержки очевидна. В сельском хозяйстве Европейского союза занято около 10 млн фермеров, более того, обеспечивая население европейских (и не только) стран разнообразными, доступными и качественными продуктами питания, в этом секторе регулярно работают почти 22 млн человек, забота об условиях производственной деятельности которых — важная функция государства [14]. Внимание уделяется вопросам удовлетворения потребностей фермеров в создании современной материально-технической базы (в новейшей технике, приспособленных для специфической деятельности зданиях, топливе, удобрениях и т. д.), в своевременном получении информации (о сельскохозяйственных проблемах и возможностях их решения, методах ведения производства, состоянии аграрных рынков), в наличии стимулов для эффективного использования природных ресурсов, защиты экологии и сохранения биоразнообразия. Причем в рамках CAP эти аспекты поддерживаются не только относительно сельхозпроизводителей, но и других участников продуктовой технологической цепи, занятых в переработке сельскохозяйственного сырья, приготовлении, упаковке, хранении продуктов питания, их транспортировке, розничной торговле продовольствием (сельское хозяйство и пищевая промышленность вместе обеспечивают около 40 млн рабочих мест в ЕС).

Для Цитирования:
Светлана Георгиевна Головина, Иван Николаевич Миколайчик, Лидия Николаевна Смирнова, Единая сельскохозяйственная политика стран Европейского союза: краткий экскурс в историю. Международная экономика. 2021;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: