Современный алкогольный рынок не страдает товарным дефицитом, он представлен тысячами различных наименований алкогольных напитков, насыщен как отечественной, так и импортной продукцией, что, помимо положительного момента, несет небезосновательное опасение относительно уровня качества и безопасности алкогольных товаров.
Контроль качества алкогольной продукции и соблюдение норм безопасности обеспечивается мониторингом производственного процесса со стороны как производителя, так и ряда контролирующих структур, совершенствованием стандартизации и сертификации товаров, усилением мер наказания в рамках административной и уголовной ответственности. Важно подчеркнуть, что в обеспечении необходимого качества и безопасности алкогольной продукции крайне важна позиция государства, целью которой является борьба и пресечение поступления на рынок некачественного товара, обеспечение продуктовой безопасности.
Поскольку алкогольный рынок очень прибыльный и приносит большие доходы производителю и реализатору, очень велик соблазн подделать, фальсифицировать продукцию, увеличить объем реализации самыми различными методами. Фальсификация алкогольных товаров на российском рынке в последние годы достигла невероятного размаха, и порой подделки производятся как на российских предприятиях, так и за рубежом, а контролирующие органы лишь разводят руками, а иногда и способствуют дальнейшему расцвету производства фальсифицированных продуктов. Положить конец реализации фальсифицированной алкогольной продукции и обеспечить ее качество и безопасность для потребителя призвана Единая Государственная Автоматизированная Информационная Система (ЕГАИС), введение в действие которой на территории РФ завершается в 2017 году.
С 2010 года продажи алкоголя в пересчете на чистый спирт сократились с 127,6 млн до 96,8 млн декалитров в 2016 году, а потребление — с 8,9 л на душу населения в 2010 году до 6,8 л в 2016 году. Примечательно, что, когда в 2014 году было отмечено падение выпуска водочной продукции сразу более чем на 20 %, эксперты это прямо связывали с уходом производства и продаж в тень из-за резкого (более чем в 1,5 раза) повышения правительством акциза [2].